Заседание Совета Законодательного Собрания Иркутской области по взаимодействию с представительными органами муниципальных образований прошло в областном парламенте в режиме видеоконференции 29 марта. Как сообщил председатель Заксобрания Сергей Брилка, участие в мероприятии принимали 169 представителей муниципальных образований – депутатов местных дум, глав муниципалитетов, руководителей структурных подразделений местных администраций.
«Наша задача не просто обозначить «узкие» места, но и попытаться для всех проблем найти системное решение. Я глубоко убежден, что тесное сотрудничество органов государственной власти и муниципальных образований, наша способность слушать друг друга, обсуждать насущные проблемы, совместно искать пути их решения – главные условия дальнейшего развития местного самоуправления в Иркутской области», - отметил спикер областного парламента, открывая заседание.
Первым вопросом в повестке стали межбюджетные отношения и антикризисные меры, направленны на повышение доходной части бюджета Иркутской области. Как рассказала заместитель министра финансов Приангарья Марина Загария, ежегодно муниципальным образованиям оказывается значительная финансовая поддержка, и ее уровень не снижается. В феврале текущего года в правительстве создана рабочая группа, которая оценивает возможность передачи дополнительных отчислений федеральных и региональных налогов в муниципальные бюджеты. В целом, анализ показывает, что доля налоговых доходов в муниципальных образованиях Иркутской области составляет 22%, по России этот показатель составляет 17%. Марина Загария отметила, что министерством проводится оценка муниципальных бюджетов, в ходе которой выявляются случаи, когда при снижении доходной базы органы местного самоуправления не только не снижают расходы на административно-управленческий аппарат, но и наращивают их. Между тем, на состоявшейся недавно секции Ассоциации муниципальных образований было рекомендовано предусмотреть премирование муниципалитетов, которые в результате реорганизации поселений смогли сократить соответствующие расходы. Еще одной важной темой является земельный налог. Многие поселения, несмотря на падение поступлений от данного налога, не отменяют льготы, в частности, для районных учреждений. При этом районы, уплачивая данный налог, могут получать дополнительные средства на это из областного бюджета. Заместитель министра также рассказала о субсидиях и дотациях, предусмотренных в этом году для муниципалитетов, а также о бюджетных кредитах, которые можно привлекать на покрытие дефицита бюджета, либо на рефинансирование коммерческих кредитов. Министр экономического развития Иркутской области Оксана Тетерина рассказала, что в правительстве ведется разработка антикризисных мер, включающих как оптимизацию расходов, так и поиск возможных источников роста поступлений. Муниципальным образованиям также рекомендовано разработать свой антикризисный план, в частности провести совместно с налоговой службой и службой судебных приставов работу по выявлению возможных резервов.
Сергей Брилка призвал муниципальные образования провести анализ предоставляемых ими льгот, поскольку изменить действующую систему можно только с 1 января следующего года. Он также обратил внимание, что отменяя льготы, поселения получают не только дополнительные доходы, но и возможность получить премирование за эффективное управление.
О ходе реализации закона «О градостроительной деятельности в Иркутской области» рассказала заместитель руководителя службы архитектуры Приангарья Елена Хазыкова. В 2015 году была актуализирована схема территориального планирования Иркутской области, определившая размещение 1760 объектов регионального значения до 2035 года. В 2014 году утверждены региональные нормативы градостроительного проектирования. Для реализации Градостроительного кодекса РФ муниципальным образованиям Иркутской области выделялись субсидии на разработку документов терпланирования. Всего было выделено 584 млн рублей, и в настоящее время из 467 муниципальных образований 464 утвердили документы территориального планирования, правила землепользования застройки из 443 муниципалитетов утвердили 436. Представители муниципальных образований интересовались, каковы перспективы изменений в федеральное законодательство об экологической экспертизе в центральной экологической зоне Байкала. Сергей Брилка отметил, что Законодательное Собрание включено в решение этой проблемы.
«Государственная Дума РФ отрабатывает эти вопросы с профильными федеральными министерствами, на весенней сессии Госдумы этот вопрос планируется рассмотреть», - пояснил спикер ЗС.
Еще два вопроса, касающиеся вопросов заготовки древесины, были включены в повестку Совета по предложению председателя думы Братского района Владимира Ковалева. Руководитель агентства лесного хозяйства Иркутской области Сергей Шеверда рассказал о реализации закона «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд», а также закона «Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области». Прием заявлений граждан о заготовке древесины с 25 января текущего года осуществляется территориальными отделами агентства. К настоящему времени поступило 13,15 тыс. заявок, что больше чем за весь 2015 год. Заключение договоров купли-продажи лесных насаждений осуществляется на основании утвержденных планируемых объемов лесных насаждений на год. Министерством природных ресурсов Иркутской области в 2016 году этот объем утвержден на уровне 600 тыс. кубометров. По словам Сергея Шеверды, этот объем установлен планом развития лесного комплекса Приангарья, составленным в 2008 году на десять лет. Действующая расчетная лесосека рассчитана по материалам лесоустройства 15-20 лет давности, соответственно, в них числятся насаждения, не соответствующие действительности - пройденные пожарами, подвергшиеся незаконным рубкам. Из-за этого возникают серьезные трудности с отпуском древесины, в некоторых районах расчетная лесосека отсутствует полностью. Представители муниципальных образований подтвердили проблемы, обозначенные руководителем агентства. Так, мэр Тайшетского района Виталий Кириченко сообщил, что жителей района иногда отправляют за лесом в Бодайбинский или Киренский район из-за отсутствия необходимой лесосеки, кроме того, по его мнению, лимитов, предусмотренных для территорий, не хватает. На это обратил внимание и председатель думы Братского района: несмотря на то, что территория находится в лесной зоне, весь лес сдан в аренду. Он также подчеркнул, что для получения древесины для собственных нужд граждане должны предоставлять техпаспорт на дом, однако в деревнях такие документы практически отсутствуют. Сергей Шеверда пояснил, что агентство сейчас занимается решением этих проблем, в частности, готовятся изменения в порядок предоставления древесины, кроме того, будет проведена работа с арендаторами по предоставлению населению порубочных остатков на дрова. Депутаты Законодательного Собрания поддержали представителей муниципалитетов. Вице-спикер Законодательного Собрания, председатель комитета по здравоохранению и социальной защите Андрей Лабыгин предложил определять потребность поселений в древесине по заявкам глав муниципалитетов, и на основании этих данных работать с арендаторами. Председатель комитета по собственности и экономической политике Ольга Носенко подчеркнула, что стоимость аренды леса в Иркутской области крайне низкая, поэтому нужно требовать от арендаторов большей отдачи, в том числе, в данном вопросе.
По итогам обсуждения всех вопроса Советом были утверждены рекомендации, которые будут направлены в соответствующие органы власти.
Автор: Пресс-служба Законодательного Собрания Иркутской области
Адрес сайта: irk.gov.ru