РОССИЯ24 (ВИДЕО): В Усть-Илимске открыли производство иван-чая. Выпускают чёрный, зелёный, крупнолистовой и в гранулах
Чёрный и зелёный, крупнолистовой и в гранулах и, возможно, даже с сибирскими ягодами. В Усть-Илимске открыли производство иван-чая. Как привычное растение стало брендом северного города?
Прямо с полей — сразу в цех на переработку. Как только заходишь, чувствуешь: здесь витает непередаваемый аромат леса, так иван-чай раскрывает свою душу.
— Как известно, иван-чай растёт где только можно, в основном растёт на вырубках, на заброшенных полях в наших окрестностях Усть-Илимска и Усть-Илимского района.
Кипрей, он же иван-чай, он же копорский чай, так принято на Руси называть это растение. Собирает местное население и собственная бригада. Принимают и сортируют тут же на фабрике.
— Каждый день, начиная с конца мая по конец августа мы заготавливали в среднем по 800 килограммов чая и за этот период переработали 40 тонн зелёного листа, — говорит начальник производства фабрики Иван-Чая Иосиф Беспалко.
Эксперимент длился всё лето. Работали круглосуточно, по 3 человека в смену. Производство запустили на базе курорта «Русь» в Усть-Илимске. Вот он готовый иван-чай в коробках до потолка. На каждой — дата изготовления. Чтобы получить вкусный напиток, листочкам предстоит провялиться, обжариться, скрутиться, просушиться и пройти ферментацию.
Первым делом отобранное сырье загружают в сушильные барабаны, это спасает свежий лист от порчи, он как следует завялится и не потеряет товарный вид в процессе переработки.
— В каждый барабан в пределах 80–100 килограмм закладывается в зависимости, конечно, от влажности листа и его состояния.
Там он крутится от двух до 10 часов. От того как долго кипрей внутри, зависит какой чай будем производить — зелёный или чёрный. В этом цехе делают оба сорта. Иван-чай обжаривают при температуре 150 градусов, он становится эластичным. А после отправляют в аппарат под названием роллер. Вот тут начинается настоящий рок-н-ролл! У производителей есть маленькая хитрость, которую подсказали поставщики оборудования:
— Добавляли сюда мёд пчелиный. Примерно по 300 граммов на такое количество. Он придаёт в дальнейшем вкус такой карамельный, его присутствие ощущается. Но в первую очередь, он предназначен, чтобы происходило более качественной скручивание листа, и лист не сбивался в комки.
Роллер приходится останавливать пару-тройку раз и разделять «колтуны». Без ручной работы никуда:
— Можно сказать, что это основа получения качественного чая, продукта.
От этого зависит насколько красивыми получатся чаинки. Из роллера то, что станет зелёным травяным чаем отправляется сразу в сушильный шкаф. А чтобы получить чёрный чай, этот скрученный полуфабрикат перекладывают в шкаф для ферментации. В этой огромной «духовке» кипрей, можно сказать, бродит. За счёт этого напиток из него приобретает свой насыщенный вкус и тёмный цвет. Есть ещё один вид иван-чая из стеблей и остатков плохо скрученного листа — гранулированный.
Его пропускают через промышленную мясорубку. Любой — хоть крупнолистовой, будь то зелёный, чёрный или в гранулах, готов после сушки. Его взвешивают и фасуют. Для оттенка вкуса в некоторые упаковки кладут пакетик саган-дайля или чабреца. А вот осенью чайная фабрика переключилась на другое не менее полезное производство.
— Когда закончился сбор иван-чая, мы решили заняться ягодами, брали у населения чернику, голубику, облепиху, иргу, ранетку, калину, смородину, клюкву. И попробовали также сушить, как и чай, — говорит фасовщица фабрики Иван-Чая Татьяна Скибина.
Оборудование не простаивает, и дары тайги прекрасно поддаются такой тепловой обработке.
— Ягода сохраняет больше качеств полезных вообще для организма больше, чем в варенье и, например, в компоте, — говорит фасовщица фабрики Иван-Чая Татьяна Скибина.
Дикие ягоды и дачный урожай также принимают от местного населения. На чайной фабрике подумывают теперь совместить оба своих продукта. Добавлять в иван-чай таёжные дары.
Ссылка на видеосюжет Россия24 (эфир от 30 декабря 2016 года)