Этот необычный вызов на усть-илимской скорой помощи запомнят надолго. Врачам предстояло спасти жизнь человека, находящегося в глухой тайге.
Медбригада на «Буране»
Это случилось 19 марта на самом северном промысловом участке Усть-Илимского района, на границе с Эвенкией. Бывалый охотник Александр Вайкшнорас приехал в свое базовое зимовье, чтобы подготовиться к новому охотничьему сезону. Завез на снегоходе все необходимое: снаряжение, продукты, батарейки для рации и прочее. Все аккуратно запаковал в бочки, чтобы медведь не смог поживиться, и на следующий день уже собирался выходить из тайги домой.
– Утром проснулся, сильно закружилась голова, – рассказывает Александр Иванович. – Не доходя до умывальника, вернулся и опять прилег. Целый день кружилась голова, тошнило. Я понял, что это давление. Связался по рации с охотником из Усть-Кутского района Сергеем Хохоловым и объяснил ситуацию. Он предложил из Киренска выслать вертолет. Но вертолет здесь не сядет. Договорились подождать до завтра, ведь со мной первый раз такое, подумал, может, пройдет… На следующий день проснулся, секунд 10 посидел и упал. Связался опять по рации с охотником из соседнего района, попросил, чтобы он позвонил в Усть-Илимск. О случившемся узнал директор Усть-Илимского зверопромхоза Владимир Мельников.
– Я сразу егерям сообщил, чтобы срочно собирались, грузили снегоход, заправлялись, – говорит Владимир Александрович. – Потом позвонил в скорую помощь, руководитель Валерий Чекменев оперативно организовал выезд целой медбригады.
Путь предстоял неблизкий. Промысловый участок, где охотился Александр Вайкшнорас, расположен в 200 км от Усть-Илимска. 180 км можно проехать по лесовозной дороге, а дальше – только на снегоходе. На такой необычный вызов выехало трое работников скорой помощи: врач Дмитрий Щипицын, фельдшер Павел Бушмелев и водитель Юрий Кочетов. По сути, медики должны были дожидаться, когда егерь вывезет больного на санях к дороге. Но время вело свой отсчет, и врачи решили ехать дальше, по глухой тайге на «Буране».
– Нам сказали, что пациент находится в очень тяжелом состоянии. Если бы мы сидели в машине и ждали, то потеряли бы четыре часа, – говорит Дмитрий Щипицын.
Медиков сопровождали егеря: Александр Трактиров и Алексей Сизых. Все они доехали до развилки, а потом спустили на таежную тропу «Буран». Алексей Сизых и водитель скорой остались в машине, а Александр Трактиров и двое медицинских работников пересели на снегоход.
– Главное было быстрее добраться до охотничьего угодья, – рассказывает старший егерь Александр Трактиров. – Мы ехали и ни на что не обращали внимания. Только вперед! Я ведь Александра знаю уже более 20 лет. Всегда ему помогаю заехать на охоту. И вот теперь пришлось спешить, чтобы вывезти…
«Не дали помереть»
… Александр Иванович услышал гул снегохода и облегченно вздохнул: «Слава Богу, не дали помереть». Но откровенно удивился, что в такую глухую тайгу добрались с егерем аж два медика.
– Мне сразу измерили давление. Оно было высоким. Сделали несколько уколов. Я за 20 лет столько инъекций не принимал, сколько за пять минут, – теперь уже с улыбкой вспоминает промысловик те минуты своей жизни.
Охотнику сразу стало легче. Он лег в одни нарты, а во вторые положили вещи. Пластмассовые сани прицепили к снегоходу и так выбрались обратно из тайги.
В общей сложности вся операция заняла 12 часов. Александра Ивановича скорая помощь доставила к родному дому, и медики назначили лечение.
– Я очень благодарен врачам, которые откликнулись на мой зов о помощи. Они для меня настоящие герои. Не каждый бы, наверное, отважился ехать в глубокую тайгу, – говорит Александр Вайкшнорас. – Они ведь не только внутривенные и внутримышечные инъекции мне сделали, но и сняли кардиограмму сердца, проверили кровь на сахарный диабет. Наши медики сработали оперативнее санавиации. Сейчас чувствую себя хорошо. Сходил, вот, постригся, лекарства купил и два тонометра. Один в лес возьму, другой дома останется.