Так принято, что полугодие – повод для подведения некоторых промежуточных итогов. Не стал изменять этой традиции и депутат Законодательного собрания Иркутской области от Усть-Илимска и Усть-Илимского района Артем Лобков.
Он рассказал о четырех законодательных инициативах областных парламентариев, способных улучшить качество жизни жителей региона. Одна из них – законопроект, направленный на ликвидацию дефицита медицинских кадров в муниципалитетах региона
- Артем Валентинович, вопрос обеспеченности медицинских учреждений кадрами остается острым для многих регионов России, и Иркутская область – не исключение. О чем инициатива областных парламентариев? Почему она возникла?
- Да, у нас серьезный дефицит медицинских кадров, их недостаток сказывается на доступности и качестве медицинской помощи. На каждой встрече с жителями муниципалитетов, особенно – отдалённых от Иркутска, вопрос нехватки медицинских кадров звучит постоянно и одним из первых.
Причин нехватки кадров много, и решать эту проблему надо комплексно. Что мы, авторы законопроекта, и предлагаем правительству области сделать. С 2014 года в Иркутской области существует единая государственная система здравоохранения. Все медучреждения подчиняются профильному областному министерству, при этом органы местного самоуправления не осуществляют полномочий по организации оказания медицинской помощи.
Что это значит? Это значит, что поликлиники, больницы, ФАПы, оказывающие услуги жителям городов и поселков нашей области, получают финансирование из областного бюджета. На областные деньги они живут и работают: содержат и ремонтируют здания, приобретают медоборудование, выплачивают зарплату медперсоналу и обучают его. Вполне логично, что и привлечение медицинских кадров должно финансироваться из областного бюджета. Однако сегодня эта задача отдана на откуп муниципалитетам.
- Разве это не логично? Ведь мэр любой территории заинтересован в привлечении врачей…
- Но не у всех муниципальных образований бюджет позволяет выделять на это средства! Большинство муниципалитетов Иркутской области – дотационные, и они обязаны на имеющиеся деньги решать, в первую очередь, вопросы местного значения.
Я общался на эту тему с коллегами из других территорий области, с главами МО, и могу сказать, что большинство муниципальных образований Иркутской области не имеет финансовой возможности реализовывать собственные программы по привлечению медицинских кадров. Такую возможность имеют Иркутск, Братск и Ангарск, большинство же городов и районов области такие расходы не тянут…
Учитывая все вышесказанное, группа депутатов областного парламента – члены комитета по здравоохранению Андрей Лабыгин, Алексей Козюра, Игорь Милостных, Владимир Новожилов и я – внесли на рассмотрение законопроект, направленный на ликвидацию дефицита медицинских кадров в муниципалитетах региона.
В соответствии с проектом закона предлагается установить, что условия по привлечению медицинских кадров, в том числе обеспечение жильем, выплату подъемных и другие меры поддержки, должно осуществлять правительство Иркутской области.
Врач – работник областного учреждения, а не муниципального, поэтому министерство здравоохранения и правительство Иркутской области должны взять на себя эту ответственность – так считаем мы, авторы законопроекта. При этом вышеупомянутые полномочия с органов местного самоуправленияне снимаются: муниципалитеты также могут создавать условия для привлечения врачей, если это позволяет местный бюджет.
Возьмем Усть-Илимск. За последние годы городская поликлиника №2 привлекла 25 докторов из других городов – сделала она это за счет реализации действовавшей несколько лет назад муниципальной программы; за счет заработанных учреждением средств, которые она могла бы пустить на собственное развитие; благодаря помощи Группы «Илим», которая выделила деньги на ремонт жилья для приглашенных медработников (в 2011-2017 гг.
Группа «Илим» по благотворительным програмамм развития системы бесплатного здравоохранения выделила Усть-Илимску 29,5 млн руб., Усть-Илимскому району - 5,98 млн руб., - ред.). К сожалению, сегодня возможности муниципалитета помогать медицине ограничены, а потребности медучреждений города в квалифицированных специалистах до конца не удовлетворены... Поэтому и необходима финансовая поддержка области в решении этого вопроса!
Считаю, что только совместно с участием областного министерства здравоохранения мы сможем переломить ситуацию и решить кадровую проблему. Я изучал вопрос. Подобные региональные программы работают в Курганской области (выплаты подъемных пособий, обеспечение жильем), в Пензенской области (выплаты компенсаций на съем жилья, подъемных), такие программы работали и дали эффект в Пермском крае, в Ленинградской области.
- Насколько я понимаю, еще одна инициатива, предложенная той же группой депутатов, «О ежемесячной денежной выплате отдельным категориям студентов в целях привлечения их для дальнейшей работы в медицинских организациях, расположенных на территории Иркутской области», также направлена на ликвидацию дефицита кадров в здравоохранении...
- Именно так. Мы предлагаем из средств бюджета Иркутской области выплачивать ежемесячные стипендии студентам, поступившим в медицинский университет по специальностям «лечебное дело» и «педиатрия»: студентам, которые имеют высокие баллы по ЕГЭ по профильным предметам или являются победителям олимпиад, в размере 5 тыс. рублей, а также студентам, поступившим по целевым направлениям, в размере 3 тыс. рублей. При этом стипендия будет выплачиваться, если студент успешно осваивает учебную программу и имеет хорошие и отличные оценки.
- Артем Валентинович, но ведь не секрет, что даже студенты-целевики после завершения учебы, бывает, не возвращаются на свои территории…
- Да. А поскольку им не оказывалось реальной поддержки, обязать их сделать это невозможно. Данный механизм дает рычаг: в случае невыполнения договора студенту придется вернуть средства, затраченные регионом за время его учебы, причем в двойном размере.
Кроме того, необходимо поддерживать и талантливых студентов, которые смогут впоследствии реализовать и научный потенциал. В Красноярском крае такая мера успешно используется и дает хорошие результаты, обеспеченность врачебными кадрами у соседей существенно выше, чем в Приангарье, и достигает 67%. Я считаю, что это реальный способ воспитать собственные кадры и закрепить их на местах.
- На 52-й сессии ЗС принят областной закон о детях войны, как его коротко называют. Расскажите подробно о его сути.
- Да, был принят в окончательном чтении закон «О внесении изменений и дополнений в закон Иркутской области «О статусе детей Великой Отечественной войны, проживающих в Иркутской области, и мерах социальной поддержки граждан, которым присвоен статус детей Великой Отечественной войны, проживающих в Иркутской области». Законопроект внесен депутатом Сергеем Бренюком, я его безоговорочно поддержал.
Бренюк предложил выплачивать гражданам, имеющим статус детей ВОВ и не имеющим при этом статуса «Ветеран ВОВ» или инвалида ВОВ, 1 тысячу рублей ежегодно ко Дню Победы. В рамках второго чтения депутаты фракции «Единая Россия» в Законодательном собрании внесли поправку, увеличивающую ежегодную выплату до 2 тысяч рублей. Предложение поддержало большинство депутатов.
- Артем Валентинович, а есть ли примеры, когда конкретная проблема конкретного человека повлияла на решение парламента?
- Есть. Я как раз хотел об этом рассказать. На прошедшей сессии в окончательном чтении мы приняли изменения в закон «О социальной поддержке в Иркутской области семей, имеющих детей». Изменения закрепляют обязанность законного представителя ребенка представлять в учреждение документы, подтверждающие размер доходов каждого члена многодетной и малоимущей семьи, в целях предоставления мер социальной поддержки и дальнейшего подтверждения права на их получение.
Кроме того, для соблюдения принципа адресности решено предоставлять меры при условии, если трудоспособные члены семьи осуществляют трудовую или иную, приносящую доход, деятельность, либо признаны безработными. И вот тут был один нюанс…
Еще до начала работы над законом ко мне поступило обращение от семьи из Усть-Илимска. Взрослые в этой семье, воспитывающие детей, имеют инвалидность. Их доход всего на несколько сотен рублей превосходил установленную норму, но из-за этого они потеряли возможность получать различные формы поддержки.
При обсуждении законопроекта я рассказал коллегам об этом обращении. Вместе мы подготовили поправки в данный закон. Указанная поправка предлагает не учитывать в качестве доходов многодетных и малоимущих семей пенсии, пособия, социальные и компенсационные выплаты, полученные из федерального бюджета законными представителями ребенка, если они являются инвалидами I группы либо нетрудоспособными инвалидами II группы. Таким образом, конкретная проблема, описанная в обращении к депутату, стала поводом для поправки к закону.
Автор: Беседовала Виктория ГАЛИУЛИНА
Источник: Газета Вестник Усть-Илимского ЛПК
Адрес сайта: lesohimik.ru