ФОТОРЕПОРТАЖ Устьилимцы приняли участие в реконструкции боя на «Малой земле» в городе Братске
В День ВМФ (30 июля 2017 года), военно-исторический клуб «Братская земля» при поддержке реконструкторов из Красноярска, Иркутска, Усть-Илимска, Усолья-Сибирского и Омска в районе пионерлагеря «Крылатый» показал реконструкцию десанта советских войск на «Малую землю».
Напомним, в ночь 3-го на 4 февраля 1943 года в районе деревни Станичка (южное предместье Новороссийска) был высажен советский морской десант под командованием Цезаря Львовича Куникова (1909 - 14 февраля 1943 г.). Так началась знаменитая героическая оборона «Малой земли», которая продолжалась 225 дней и завершилась 16 сентября освобождением Новороссийска.
Основными зрителями реконструкции стали дети, отдыхающие в летнем лагере «Крылатый», было также несколько сот человек, которые приехали, узнав о реконструкции от знакомых. Достоверно неизвестно, но можно предположить, что организаторы не хотели слишком большого наплыва зрителей: всё же реконструкция - действие масштабное, и вместить абсолютно всех желающих на неё посмотреть попросту невозможно.
На этот раз, в отличие от реконструкции 9 мая этого года, были задействованы ещё два катера, артиллерийское орудие, и ожидалось, что настоящий, но не аутентичный самолёт как бы сбросит на берег бомбу (небольшой заряд был заранее заложен в грунт, и физического падения бомбы не планировалось). Но низкая облачность не позволила осуществить задуманное.
На этот раз в Братск приехали реконструкторы из Красноярска (17 человек). К слову, клубу реконструкторов в этом городе уже 20 лет. Владислав Пулиайнен занимается реконструкцией всего год и в Братск приехал с сыном, Александр Савенков – не просто реконструктор, а ещё и мастер, занимающийся восстановлением ретро-автомобилей. Его особая гордость – воссозданный на оригинальной раме бронеавтомобиль БА-64.
- Приятно, что в Братске тоже задумываются о пополнении автопарка. Услышал тут от одного братчанина хорошую идею – воссоздать грузовой «Студебеккер» на основе ЗИЛ-157, - говорит Александр Савенков.
- Братские ребята встретили нас тепло, душевно. Знакомы мы давно, братчане откликаются на наши реконструкции - приезжают, участвуют. А вот на этот раз мы решили их поддержать, - говорит Максим Брит.
- В этом году побывали уже на реконструкции в Новосибирске и Лесосибирске. Теперь вот Братск. Расширяем географию. Важно, чтобы люди помнили войну, важно, чтобы знали, как это было, - говорит Владислав Пулиайнен.
- Интерес к реконструкции вырос у меня из профессии – я актер, и мне всегда нравились исторические постановки. В 2015 году я приехал в Новосибирск на реконструкцию. Сам, что называется, дикарём, и с тех пор вот участвую постоянно, - говорит Александр Новгородцев из Омска.
- У нас в Красноярске проходят реконструкции событий XVII и XVIII века, и первой мировой и Великой отечественной войн. Почему я выступаю как немец? Не знаю, если честно. Кто-то же должен и за немцев выступить. Я в наполеоновской реконструкции за французов воюю, - говорит Дмитрий Шведрицкий.
- Эту реконструкцию мы организовывали совместно с братчанами и моряками, которые очень ответственно отозвались на наш призыв. Теперь мы продумываем, как провести аналогичную реконструкцию и на нашей Усть-Илимской земле. Всех желающих приглашаем присоединиться к нам, - рассказал Николай Алифиренко, активный участник реконструкции из Усть-Илимска.
На первые выстрелы по ходу реконструкции главные зрители – дети из лагеря «Крылатый» - отреагировали так бурно, что один «фашист» аж обернулся. По окончании боя пацаны буквально вспахали поле боя в поисках гильз, а вожатые срывали голос, призывая отряды к сбору.
Равнодушных не было и среди взрослых. Как это уже бывало, в конце все бросились к победителям, чтобы сфотографироваться и потрогать настоящее оружие.
Имеет смысл сказать и об организационных недостатках. Отсутствие оцепления и четкого разграничения зрительской зоны и места действия приводили к тому, что частью реконструкции становились люди, к ней непричастные.
Например, в зоне высадки десанта вдруг оказался водный мотоцикл с двумя, скажем мягко и обтекаемо, любопытствующими гражданами. Опасности для «мотоциклистов» и от них никакой быть не могло, но реконструкция предполагает максимально возможную историческую точность. Причем такую, что даже рисунок подошв сапог участников, как правило, аутентичен. Была некоторая затянутость действия, связанная с чисто техническими проблемами.
Но, говоря о недостатках, надо помнить, что всё это масштабное действие, как и прежде, держится только на энтузиазме реконструкторов, и минимальный встречный энтузиазм власти (а в этот раз он был) или других общественных организаций всегда кстати.