Иркутская область оказалась флагманом в обеспечении школьников бесплатным питанием. А всё потому, что работа в этом направлении началась ещё в 2017 году, за три года до появления президентского указа о предоставлении бесплатного горячего питания школьникам младших классов с сентября нынешнего года.
Депутат Законодательного Собрания Иркутской области Артём Лобков говорит: «Если раньше, когда мы приезжали в любую деревню, люди обязательно жаловались на школьное питание, то теперь этот вопрос не задают вообще». Почему накормить ребятишек удалось быстро и без особых трудностей, Артём Лобков рассказал корреспонденту «ВСП».
– По закону в Иркутской области детей из малообеспеченных и многодетных семей и раньше должны были кормить бесплатно. Их ведь действительно кормили?
– Кормили. Но вопрос, как говорится, в цене. Стоимость питания определялась постановлением регионального правительства. Впервые это было сделано в 2007 году. Тогда школьный обед оценили в 10 рублей. В 2013 году сумму увеличили до 15 рублей и больше не поднимали вплоть до 2017 года.
Депутаты много ездят по территориям. И каждый раз, куда бы мы ни поехали, в город или деревню, люди поднимали вопрос о школьном питании. Нас спрашивали: «А как можно накормить ребёнка на 15 рублей, даже если это обычный школьный завтрак?» По сути, на это нечего ответить.
В 2017 году мэр Иркутска Дмитрий Бердников предложил пересмотреть стоимость школьного питания. Закон, разработанный администрацией города Иркутска, предполагал установить стоимость питания школьников в размере 30 рублей, а потом её индексировать каждый год. Параллельно с обсуждением данного закона правительство региона внесло изменение в своё постановление, и на 2017 год стоимость питания увеличили до 30 рублей. Казалось бы, сумму подняли в два раза. А за все десять лет с 2007 года – и вовсе в три раза. Вот только цены на продукты за это время выросли ещё больше.
Обсуждая этот вопрос на комитете по здравоохранению и социальной защите, депутаты предложили изменить закон и полностью поменять подход к расчёту стоимости школьного обеда. Наша идея заключалась в том, чтобы не устанавливать конкретную сумму. Любые цифры рано или поздно могут потерять «связь с действительностью», и даже индексация не поможет. Нужна была более тонкая настройка, которая помогла бы системе оперативно реагировать на все изменения в стоимости питания.
Вот тогда и возникла задумка привязать стоимость обеда к нормативам сбалансированного питания, установленным для детей. Учёные давно рассчитали, сколько калорий должен получать ребёнок в день. На этот счёт есть и официальные рекомендации, которые входят в СанПин.
Мы взяли дневную норму, разделили её на три части и получили один приём пищи, то есть школьный обед. А потом просто посчитали, сколько стоит набор продуктов, который содержит необходимое количество питательных веществ. Проще говоря, калории перевели в деньги.
Так появилась новая методика расчёта стоимости школьного питания. Она была привязана уже не к процентам инфляции или другим достаточно абстрактным понятиям, а к рыночной стоимости гречки, риса, рыбы, мяса, картошки. Причём её установили дифференцированно для севера и юга. Эта норма тоже была закреплена в законе. Поэтому в 2018 году для южных территорий стоимость питания детей 7–10 лет составила 57 рублей, детей 11–18 лет – 65 рублей, а для северных территорий – 62 и 72 рубля.
Таким образом, мы получили сумму, на которую можно нормально накормить детей. Более того, каждый год её пересчитывают в зависимости от изменения цен на продукты.
– То есть взлетят в цене условные гречка или творог – и размер субсидии на школьные обеды вырастет?
– Конечно, и субсидия уже выросла. На сегодняшний день стоимость питания для младшей школы – 69 рублей на юге и 79 рублей на севере. Для старших классов сумма составляет 75 и 87 рублей соответственно. И это уже совсем не те деньги, которые выделяли на школьное питание ещё несколько лет назад.
– Но в регионе было ещё несколько категорий ребятишек, которые имели право на бесплатный школьный обед, но не получали его…
– Например, это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Федеральный закон требовал, чтобы их дважды в день кормили в школе бесплатно. Эта обязанность ложилась на органы местного самоуправления. При этом местные бюджеты не были обеспечены финансированием. У муниципалитетов просто не хватало на это денег. Поэтому закон фактически не исполнялся. С 1 сентября 2019 года получилось этот вопрос решить. Нужно отметить, что главным инициатором принятия данного закона стал на тот момент председатель Законодательного Собрания Сергей Сокол. Разработку закона вели наш комитет по здравоохранению и социальной защите под руководством Александра Гаськова совместно с комитетом по социально-культурному законодательству при активном участии председателя комитета Ирины Синцовой. Из областного бюджета стали направлять целевые средства в муниципалитеты, и ребятишек начали кормить как положено.
В общем, когда депутаты изменили подход к определению стоимости питания для детей из малообеспеченных и многодетных семей, это был только первый шаг к перестройке всей системы.
С 1 января 2020 года был внесён закон, который регламентировал питание детей-инвалидов. Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья имеют разные диагнозы и по закону относятся к разным категориям. При этом предусматривается следующее: если ребёнок имеет сразу два статуса, он может выбрать, по какому из них получать питание.
– Не все особенные ребятишки ходят в школу. Кто-то находится на домашнем обучении. Получают ли эти дети компенсацию?
– Это была следующая инициатива депутатов Законодательного Собрания. Закон предусматривает: дети, которые имеют право на бесплатное питание, должны питаться. А если ребёнок, учитывая заболевание, не посещает школу, то он не обеспечивается питанием. Получается, что закон не исполняется. Были вопросы, как организовать этот механизм. Один из вариантов – это выплаты денежной компенсации за питание родителям.
Этот вопрос ещё больше обострился во время пандемии. Деньги, которые выделяются на питание тем, кто ходил и не ходил в школу, нужно было как-то перевести в сухие пайки. В итоге это было сделано. Кроме того, депутаты предусмотрели, чтобы семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями, которые по состоянию здоровья не посещают школу, получили компенсацию за период задержки, то есть с 1 января. В бюджет средства уже были заложены, оставалось довести их до людей. Но это уже была организационная, техническая работа. В период первой волны пандемии продуктовые наборы и компенсации в Приангарье получали 106 тысяч человек.
Важно ещё отметить инициативу депутатов по питанию детей, пострадавших во время чрезвычайной ситуации, которая сложилась в прошлом году из-за наводнения. Дети получали двухразовое питание в течение прошлого учебного года. Четырежды мы вносили изменения в закон, чтобы охватить максимальное количество детей – получилось почти 18 тысяч школьников.
В общем, депутаты Законодательного Собрания планомерно работали над тем, чтобы в Иркутской области бесплатное питание получали все категории ребятишек, которые имели на это право.
– То есть к моменту появления указа президента о бесплатном питании для начальной школы наша система школьного питания уже была приведена в тонус?
– Более того, когда мы с коллегами обсуждали, как накормить детей с особыми возможностями здоровья, депутаты уже тогда предлагали: «Давайте будем кормить бесплатно все младшие классы». В принципе, на тот момент регион мог ввести у себя такую норму, к тому же тогда возможности бюджета нам позволяли это сделать. Инициативу депутатов опередил президент. В январе 2020 года в своём обращении Владимир Путин поручил с 1 сентября кормить начальную школу бесплатно.
– Как это технически можно обеспечить? Городские школы перегружены, в столовых просто не хватает мест.
– Да, действительно, существуют две категории проблем. В крупных городских школах, где учится много детей, не хватает площадей. У нас были вопросы: смогут ли столовые посадить всех детей, хватит ли перемен, чтобы они поели? И сейчас на это всё накладывается пандемия, нужно соблюдать социальную дистанцию и меры предосторожности. Второй блок вопросов возникает в сельских школах. Там не хватает технологических мощностей, чтобы готовить на всех. Например, раньше повара готовили только для льготных категорий и вполне справлялись с нагрузкой. Но после того, как поток детей увеличился, перестали справляться.
В начале учебного года Роспотребнадзор проверил пищеблоки и выяснил, что 800 школ готовы кормить детей, у 50 есть проблемы. В основном это сельские школы. Поэтому планируется выделить средства на проведение ремонтов, закупку оборудования. Там, где вообще нет пищеблоков, выходом может стать приобретение мобильных столовых.
По предварительным расчётам правительства Иркутской области, нужно 1,6 миллиарда рублей, чтобы решить эту проблему. Средства необходимо найти в областном бюджете, потому что Федерация нам в этом помочь не может. Она компенсирует затраты на питание, но обеспечить процесс мы должны сами. Причём сделать это нужно как можно быстрее.
– О каких сроках можно говорить?
– Думаю, это реально сделать в течение нынешнего учебного года. Хотя процесс не такой быстрый, как хотелось бы. Сейчас ещё остро стоит вопрос дефицита областного бюджета в связи с пандемией. Сначала нужно заложить средства в бюджете, потом провести конкурсы и так далее.
Но по большому счёту 50 школ – это немного. На фоне других территорий мы выглядим совсем неплохо. Иркутская область оказалась лучше многих регионов готова к исполнению поручения президента. Просто мы начали прорабатывать эту тему заранее. Начиная с 2017 года у нас постоянно увеличивалось количество питающихся детей. Нагрузка на столовые росла, им нужно было меняться. Благодаря этому задача накормить всю начальную школу ажиотажа уже не вызвала. Всё идёт в плановом режиме.
– Как получилось, что мы начали модернизировать систему раньше других?
– Думаю, здесь совпало несколько разных факторов. Во-первых, запрос от людей назрел. А во-вторых, появилась, наконец, возможность это сделать. Бюджет прошлых лет был неплохой. Кстати, за последние годы нам удалось решить много хронических проблем.
Вопрос о школьном питании на встречах больше не задают. Совсем. Насколько я могу судить, сейчас и детей, и родителей, в принципе, всё устраивает. Так сложилось, что я возглавляю проект «Народный контроль» партии «Единая Россия». В связи с поручением президента мы проводили анкетирование по качеству питания.
Опросили в Иркутской области больше 6 тысяч человек из 82 школ. География была широкой, охватили практически все города и посёлки. Более 5,5 тысячи указали, что удовлетворены качеством питания. «Отрицательно» ответили всего 59 человек, около 400 затруднились с ответом.
Родители хотят, чтобы у детей был выбор блюд: рыба или котлета, капуста или картошка на гарнир. Это на сегодняшний день сложно обеспечить, но хорошо, что люди об этом уже думают. Из пожеланий самое частое – увеличить количество фруктов и овощей. Некоторые пожелания родителей противоречат друг другу. Например, одни категорически требуют, чтобы было меньше выпечки, другие, наоборот, хотят, чтобы её стало больше. Сколько людей, столько и мнений.
Самое главное – теперь у нас дети наедаются. Когда школы только перешли на новое финансирование, нам в разных районах повара говорили, что теперь по два раза готовят. Потому что теперь денег хватает на обед и ещё на полдник. Например, на булочку с чаем.
– Депутаты сами едят в школьных столовых, когда приезжают в дальние посёлки?
– Специально – нет. Но, если случай представляется, не отказываемся. Не скажу, что к нашему приезду там специально что-то готовят. Едим то же, что и дети. Нормальная еда, вкусная. Мы стараемся, чтобы тему постоянно контролировали. Работа проделана серьёзная, ежедневно деньги из областного бюджета тратятся значительные. Хочется, чтобы они доходили до детей и приносили пользу.
Система достаточно гибкая. Ей просто нужно некоторое время, чтобы приспособиться. Но я думаю, что в итоге всё будет нормально. Например, когда была поставлена задача поить ребятишек молоком каждый день, школы справились достаточно быстро. Хотя некоторые из них специально закупали холодильники, чтобы хранить большие объёмы продукции. Были трудности с поставщиками, с ценами, с доставкой. У нас в Усть-Илимске, например, один поставщик специально линию перепрофилировал под нужный объём. И ничего, все справились.
Сегодня получается, что на севере в день на питание одного ребёнка бюджет выделяет почти 100 рублей. Если бы детей не кормили бесплатно, за это платили бы родители. За восемь месяцев получается 16 тысяч. Это ведь стоимость путёвки в летний лагерь.
– Можно сказать, что план мы выполнили, всех накормили?
– Скажу так: все дети, которые должны питаться бесплатно, питаются. Сумма, которая выделяется на питание, привязана не к каким-то абстрактным понятиям, а к ценам на продукты. Питание детей-инвалидов высчитывается по той же методике. Есть начальная школа, которая питается. Это важно, потому что в этом возрасте идёт самое активное формирование организма, закладываются правильные привычки. Дети ещё и молоко пьют. У нас бесплатно не питается только старшая школа. Надеюсь, в будущем и до неё дойдём. А сейчас перед нами стоит следующая глобальная задача – перевести все школы области на одну смену.
Источник: Восточно-Сибирская правда