Третий год в Усть-Илимске работает «Театральная мастерская Павла Ковальчука». За это время она успела приобрести большую популярность среди усть-илимских детей и их родителей.
– Когда открывал студию, не ставил каких-то конкретных целей, – рассказывает Павел Ковальчук. – Мне было интересно попробовать себя. Будучи актером и режиссером городского театра, занимался театральной студией, кружками. Но это были или разовые проекты, или в рамках чьих-то других мероприятий я вел актёрское мастерство. В 2018 году, на тот момент я уже ушел из городского театра, хореограф нашего театра Елена Ладыгина пригласила меня в свой центр «Территория Творчества».
Предложение оказалось заманчивым: хорошие условия, хороший зал, удобно заниматься. Плюс здесь у Павла Ковальчукам появилась свобода в выборе и действиях, он смог реализовать то, что раньше не получалось.
– Честно, не ожидал, что будет много детей, – продолжает Павел. – Думал, наберу небольшую группу ребятишек, будем с ними экспериментировать. Но практически после открытия студии сразу пришло 30 детей! Даже пришлось разбивать их на группы по возрастам. В итоге появились младшая группа 5-8 лет, средняя 9-12 лет и старшая от 13 и старше. В прошлом году была еще группа взрослых 55+. С ними поставили спектакль по рассказам Михаила Зощенко «Некоторые люди не умеют отдыхать». Даже были мини-гастроли по школам города, в ДК им. Наймушина и в ДК «30 лет Победы» поселка Железнодорожный показывали постановку. В этом году из-за коронавируса со взрослыми не занимаюсь.
Павел рассказывает, что результатом первого года работы студии стал спектакль «Ожившие картины». Он поставлен по мотивам учебного упражнения, когда надо оживить картины известных художников. Например, оживляли картину «Опять двойка». Но дети не просто показывали эпизод, изображенный на картине. Они придумывали историю: что было до этого, что будет после, наполняли свои миниатюры словами и движениями. Дети работали над разными картинами, а в итоге получился интересный спектакль. Собственно, эта постановка и задала дальнейшую концепцию работы мастерской.
Ребята занимаются по двум направлениям – актёрское мастерство и сценическое движение, пластика (преподает Елена Ладыгина). Одно занятие в неделю посвящают репетиции спектаклей, т.к. спектакль – это итоговая работа.
– В апреле прошлого года мы также планировали завершить учебный год в студии спектаклем «Наташина мечта» по пьесе Ярославы Пулинович. Буквально за неделю до показа пришлось его отложить из-за карантинных мер по всей стране. Занятия в студии возобновили только в сентябре 2020 года. Премьера «Наташиной мечты» состоялась осенью. Но спектакль пришлось доработать: ктото ушел, пришли новые студийцы, а я хотел, чтобы все были задействованы в постановке, – говорит руководитель мастерской.
Сейчас у Павла Ковальчука занимается около 30 детей. Есть костяк ребят, которые учатся уже третий год. И есть дети, как говорит руководитель мастерской, которые приходят – остаются, приходят – уходят, опять приходят.
– Я к этому спокойно отношусь. У нас открытая площадка. Любой ребенок может прийти, попробовать себя, а понравится – пожалуйста, оставайся. Ведь что такое для ребенка театральная студия? Это, прежде всего, возможность проявить и развить необходимые навыки и умения, научиться ответственности, улучшить внимание и память, и многое-многое другое. Мне важно дать шанс каждому ребенку попробовать себя, независимо от его способностей. У нас нет кастинга, отборов. «Территория Творчества» – это центр, где у каждого есть возможность проявить себя, – поясняет Павел Ковальчук.
Руководитель мастерской признается, что с детьми работать интересно. Это другая энергетика, живые, открытые, неподдельные эмоции. Причем режиссеру интересен каждый возраст. Он не скрывает, что, например, ребят младшей группы очень сложно собрать. Но когда удается направить их энергию в нужное русло, эти чертики-малыши показывают на сцене удивительное шоу и сами радуются тому, что у них получается играть. С малышами в прошлом году Павел Ковальчук поставил спектакль по детским стихотворениям «Стихи-хи-хи». В нем обыграли известные всем детские смешные стихотворения. А сейчас на очереди – новый спектакль по «Вредным советам» Григория Остера.
«Каждый спектакль – это соавторство. Я предлагаю: давайте подумаем, как мы можем сделать то или это. И дети начинают советовать, иногда сразу что-то показывать. Участвуют все. По «Вредным советам» сейчас пока тоже фантазируем, как и что будет. Там сам по себе текст смешной, он про детей, и играют его сами шкодливые дети. Я понимаю, что только с ними могу такое поставить. Со средней группой готовим премьеру спектакля «Рукавичка», ориентировочно она состоится 13 февраля. Это будет игровой интерактивный спектакль, в котором зрители становятся активными участниками представления. Со старшей группой репетируем «Ромео и Джульетту». Будет такой очень необычный спектакль с отсылками к сегодняшнему состоянию нашего мира. Это некая попытка современных подростков понять, что изменилось в нашем обществе со времен Шекспира, и изменилось ли…» – раскрывает театральную «кухню» Павел Ковальчук.
– А как выбираете материал, произведения для постановки с детьми? – спрашиваю я.
– У меня есть личный список произведений, которые хочу поставить. И портфель постоянно растёт. Когда надо что-то поставить, смотрю в него, подбираю, что можно сделать с детьми. Для меня главное, чтобы ребенку было интересно,– отвечает режиссер.
Василий Орехов, 5 лет:
«Я пришел перед Новым годом. Сюда ходит моя старшая сестра, ей 10 лет. И я захотел заниматься с ней в одной группе. Мне нравятся занятия и задания-разминки, я быстро представляю, что надо изобразить – капельку воды, облако, зернышко… А еще я играю медведя в спектакле «Рукавичка».
Алиса Якимова, 10 лет:
«Я недавно пришла сюда. Давно хотела участвовать в спектаклях, и мама предложила мне пойти сюда заниматься. Мне сразу все понравилось. Правда, сначала было немного сложно, непривычно показывать какие-то эмоции и чувства. А сейчас я играю в спектакле «Рукавичка». О чем я и мечтала!»
Автор: Оксана Квинт
Фото: Инстаграм @masterskaya_kovalchuk
Источник: Газета "Вестник Усть-Илимского ЛПК"