На дворе XXI век – век информационных и телекоммуникационных технологий. Благодаря им наша жизнь меняется с каждым днем. Как и любая другая сфера, образование обязано идти в ногу со временем, именно поэтому сейчас в школах появляется современное оборудование, обновляется оргтехника.
Так, на уроках биологии в экспериментальном лицее «Научно-образовательный комплекс» ученики с удовольствием осваивают возможности цифровой лаборатории. Оснащение кабинета новейшей образовательной техникой – это часть поддержки городского образования Группой «Илим».
Еще лет 20 назад мы и представить себе не могли, что компьютер может уместиться на ладони. А сейчас практически любой мобильный телефон совмещает в себе гораздо больше полезных функций, чем первые персональные компьютеры. Что уж тогда говорить о специальных образовательных гаджетах… Именно с помощью таких вот цифровых новинок с большим интересом, если не сказать восторгом, сейчас обучаются лицеисты. Биология здесь переходит на цифру. И тем самым становится все более популярной у ребят. В лицее в этом убедились, получив благодаря поддержке Группы «Илим» цифровую лабораторию «Релеон».
Мы побывали на одном из открытых уроков, где старшие лицеисты провели для малышей небольшой мастер-класс. Второклашки вполуха прослушали лекцию о том, «как наука облегчает их жизнь и какие исследования они могут проводить в старших классах…». Зато когда от скучной теории перешли к практике, класс загудел, как пчелиный рой. Еще бы! Ведь на каждой парте появился чудесный чемоданчик – кейс. Все это – уникальный цифровой комплекс-лаборатория, который призван вывести обучение на качественно новый уровень. Не зря разработчики назвали его идеальным средством для проектной и исследовательской деятельности в школе.
Каждый учебный кейс, входящий в цифровой комплекс по биологии, оснащен несколькими датчиками. Ребята опробовали их сразу на уроке: измеряли температуру человека и его пульс, частоту дыхания, сердцебиение, а также уровень освещенности помещения и насыщение воздуха углекислым газом.
«А еще здесь есть и другие специальные датчики, – рассказал нам лицеист Саша Пронин. – Они со встроенной функцией для измерения PH (т.е. кислотности) почвы. И это – часть модуля «Экология». Он у нас обладает самым большим количеством функций. С его помощью мы будем проводить различные исследования или готовить проекты. У нас несколько ребят уже этим занялись».
А вообще, как поделились с нами ребята, цифровая лаборатория оснащена тремя модулями: «Здоровье», «Погода», «Экология» – у каждого из них несколько датчиков для измерения различных параметров.
– Это полностью заменяет всю нашу лабораторию! То есть вот этот небольшой чемоданчик, кейс с датчиками, он заменяет нам все, – с воодушевлением говорит учитель биологии и химии Марина Колесова. – Самое главное, что это оборудование можно использовать не только в классе на уроках, но и в походных условиях. Вот, скажем, раньше соберемся мы проводить исследование… Что это значит? Значит, нужно приготовить и принести с собой очень много различной лабораторной посуды, взять химические реактивы – например, чтобы измерить почву. А сейчас все это заменяет вот этот кейс. При помощи его датчиков-щупов мы с ребятами измеряем влажность, загрязненность воздуха и другие показатели окружающей среды.
Марина Николаевна также рассказала, что благодаря широким возможностям цифрового оборудования ученики осваивают и новые методы проведения практических и лабораторных работ, что, в свою очередь, вызывает у ребят интерес к экспериментам в науке.
Кроме цифровой лаборатории кабинет биологии в лицее пополнился еще одной новинкой – «умной теплицей». «О таких я слышала уже давно, – продолжает Марина Колесова. – И подумала, что будет интересно поработать с ней на уроках биологии. И исследовательские работы с ее помощью можно писать, и проекты. А кроме того, в ней ребята могут вырастить зимой ту же зелень!».
Так и оказалось – лицеисты идею подхватили и вскоре уже пробовали первую зелень, которую вырастили сами в этой «умной теплице». Это небольшое по размеру устройство вполне помещается на одном из столов кабинета биологии. И со стороны представляет собой что-то вроде террариума. Почему же теплицу называют умной?
– Это специальное устройство с автоматическим поддержанием температуры, влажности и изменением цвета подсветки для ускорения фотосинтеза. Вообще, наша теплица работает в трех режимах. Мы опробовали все и выяснили, что для наших растений больше подходит ультрафиолет, – поделились с нами Лена Аксаментова и Ваня Линейцев. Ребята каждый день забегают сюда: наблюдают за рассадой, поливают ее, фиксируют результаты.
В «умной теплице» для лучшего роста также учитываются показания кислотности почвы, влажности и температуры – для этого здесь расположены датчики, подобные тем, что есть в цифровой лаборатории. Лицеисты рассказали, что всё это – часть их большой исследовательской работы, посвященной тому, как влияет на рост растений окружающая среда.
И надо сказать, что от всех возможностей новейшего оборудования, предназначенного для школьников, дух захватывает даже у взрослых. Вот и я не осталась равнодушной, знакомясь с гаджетами кабинета биологии. Тем приятнее стал сюрприз от лицеистов, которые от всей души преподнесли мне в подарок саженец томата, заботливо выращенный в «умной теплице».
Мусса Батербиев, директор экспериментального лицея «Научно-образовательный комплекс»:
– Денег в системе образования всегда недостаточно. Какое бы финансирование государство ни осуществляло, все равно чего-то не хватает. Поэтому помощь, которую нам оказывают Группа «Илим» и Благотворительный фонд «Илим-Гарант», приходится всегда кстати. Мы понимаем, что от того, какие выпускники будут не только в «Научно-образовательном комплексе», но и во всех образовательных учреждениях Усть-Илимска, зависит, в целом, интеллектуальный потенциал города. И если удастся заинтересовать наших детей после получения образования остаться в нашем городе и работать на градообразующих предприятиях, то можно считать, что мы своих целей достигли.
Автор: Наталья Колсанова
Источник: Газета "Вестник Усть-Илимского ЛПК", сюжет ИРТ