Как известно, на майской сессии Законодательного Собрания Иркутской области были приняты законы, которые касаются получения социальной поддержки от государства нуждающимся семьям.
Более подробно об этой законодательной инициативе мы попросили рассказать депутата областного парламента, заместителя председателя комитета по здравоохранению и социальной защите Артема Лобкова.
- На сессии были приняты изменения в ряд законов, которые расширяют возможность получения мер соцподдержки для жителей северных территории Иркутской области. Эта тема давно актуальна. Ею занимался еще Валерий Алексеевич Лукин, будучи сначала депутатом Законодательного Собрания, потом уполномоченным по правам человека в Иркутской области. Но на тот момент решить эти вопросы ему не удалось, - рассказывает предысторию Артем Валентинович.
Понимая важность этой темы, в том числе и для жителей города Усть-Илимска, мы продолжили работу, начатую Валерием Алексеевичем. В прошлом году был сделан первый шаг. При принятии нового закона о выплате на первого ребенка семьям, у которых прожиточный минимум меньше, чем установлен в целом по области, мы внесли поправку, которая учитывает прожиточный минимум для жителей севера и юга.
Ранее для получения мер соцподдержки учитывалась сумма дохода, одинаковая по всему региону. Сегодня в нашем регионе средняя величина прожиточного минимума на душу населения составляет 12 243 рубля. Хотя в области установлены две потребительские корзины: для юга - 11 487 рублей и для севера - 14 913 рублей. Если в усть-илимской семье одна мама воспитывает ребенка и получает МРОТ, учитывая районный и северный коэффициенты (2,1), то в этой семье среднедушевой доход выше установленного по области всего на несколько сотен рублей, и, соответственно, такая семья не признавалась нуждающейся в поддержке.
Таким образом, многие жители северных территорий, в том числе Усть-Илимска, не могли получить социальную поддержку, право на бесплатное питание ребенка в школе, компенсацию за отдых и т.д.
После утверждения на сессии разработанных нами законов ситуация изменится: с 1 января 2022 года при определении нуждаемости на юге будет учитываться своя корзина, а на севере своя. Таким образом, среднедушевой доход семьи будет рассчитываться с учетом места проживания, поддержку от государства смогут получить больше устьилимцев.
Разница значительная. Сейчас прожиточный минимум в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, составляет 14 913 рублей. Если в семье два человека, то при одном работающем эта сумма будет почти 30 000, в настоящее время - 24 486. Чем выше это значение, тем семья с большим доходом может получить поддержку.
Артем Лобков отметил, что сейчас на уровне федерального правительства идет переформатирование подхода по определению прожиточного минимума. Будут разработаны другие формы расчета, но для нашей области все равно сохраняется две корзины.
Артем Лобков:
— Я надеюсь, что до конца года нам удастся внести изменения во все законы о социальной поддержке, учитывающие размер северной потребительской корзины. Это позволит большему количеству земляков получать поддержку от государства, и тогда вопрос северных территорий области будет полностью учтен в региональном законодательстве.
Мы сейчас также завершили работу над комплексным законом по питанию школьников. Эта тоже давняя история, - рассказывает парламентарий. - В 2015 году, когда я пришел работать в Заксобрание, практически на каждой встрече с избирателями звучал вопрос:
«Можно ли прокормить ребенка в школе на 10 рублей?».
Артем Лобков пояснил, что в Иркутской области действует закон, по которому дети из малоимущих и многодетных семей получают питание в школах бесплатно. Стоимость этого обеда устанавливалась в регионе постановлением правительства.
Депутаты неоднократно говорили, что эта сумма не соответствует нормальному питанию школьника, - говорит Артем Валентинович.
- И вот в 2017 году региональное правительство сделало первый шаг, увеличив эту сумму до 15 рублей.
Но все равно цена была необъективной, поэтому именно наш комитет выступил с предложением поменять формат и законодательно установить, как будет рассчитываться эта сумма. Какую бы сумму ни установили, она со временем все равно не будет учитывать инфляцию. Но надо было принять какой-то механизм, который бы определял, каким образом формируется эта стоимость. И тогда мы предложили, чтобы расчет происходил от стоимости продуктов, которая регламентирована СанПиНом для определенной возрастной группы детей.
Таким образом, с 1 сентября 2018 года стал применяться новый норматив одного школьного обеда, который пересчитывался каждый учебный год, исходя из стоимости продуктов: 30 процентов от дневной нормы продуктов, определенных СанПиНом. И обязательно - чтобы был север и юг. В том числе я на этом настаивал, потому что стоимость продуктов на севере выше.
Таким образом, сумма школьного питания подросла на северной территории с 15 до 62 рублей для младшей группы и до 72 рублей для старшей возрастной группы. И этот принцип у нас действует уже пять лет. Норматив стоимости бесплатного обеда ежегодно увеличивается, причем, если какие-то отдельные продукты подорожают, то, учитывая набор продуктов, общая цена также вырастет.
Была проведена, по сути, революция в определении стоимости школьного питания, и на этом мы не остановились. С сентября 2019 года в Приангарье начали бесплатно питаться дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С 1 января 2020 года стали получать бесплатное двухразовое питание дети с инвалидностью.
В федеральном законе прописано, что эти дети обязаны получать горячее питание, но не было определено, кто должен этим заниматься. По идее, ответственность должны были нести муниципальные власти, так как школы находятся в их подчинении, но городские и районные бюджеты - дотационные, у них часто просто нет дополнительных средств. Поэтому мы законодательно установили, что деньги на это будут направляться из областного бюджета в виде специальной субвенции. Территории деньги получают и обеспечивают питание. Таким образом, теперь в областном законодательстве учтены все категории школьников.
С принятием нового закона увеличилась нагрузка на школьные пищеблоки, однако вопросы, связанные с обслуживающим персоналом и оборудованием, решались. И когда в январе 2020 года президент РФ Владимир Путин объявил в своем послании, что дети с 1-го по 4-й классы с 1 сентября должны бесплатно питаться, инфраструктура в школьных столовых региона была в большей части готова. Иркутская область оказалась одним из регионов, реализовавших это поручение в прошлом году, хотя срок установлен до 2024 года.
- В марте, когда наступила пандемия, мы оперативно приняли решение выдавать сухие пайки вместо обедов, чтобы деньги, выделенные на питание, не пропали, - говорит Артем Лобков. - А семьи, где воспитываются дети с инвалидностью, получили финансовое возмещение. А если бы это не было учтено на законодательном уровне, у работников школ могли возникнуть проблемы с прокуратурой.
Артем Валентинович пояснил, что вместо шести законов и восьми правительственных актов по инициативе фракции партии «Единая Россия» был разработан один комплексный закон о питании школьников, который координирует процесс получения данной господдержки.
- Но не только это, - добавляет Артем Лобков. - Еще в рамках анализа предыдущих законов были выявлены и учтены в комплексном документе некоторые моменты. Теперь бесплатным питанием будут обеспечиваться не только ученики государственных и муниципальных школ, но и частных образовательных организаций. Наверное, для Усть-Илимска это не столь важно, но в области есть православные гимназии и другие частные общеобразовательные учреждения, где учатся ребятишки из многодетных и малообеспеченных семей.
Также в новом законе предусмотрена финансовая компенсация в случае, если детям с инвалидностью по медицинским показаниям положено определенное питание, а школа его не может обеспечить. Закон принят и начнет действовать с 1 сентября этого года, а финансирование, которое потребуется дополнительно, мы учтем при внесении изменений в бюджет в июне.
Автор: Наталья Иванишина
Источник: Вестник Усть-Илимского ЛПК
Адрес сайта: vk.com/vestnik_ustilimsk