На 49-й сессии Законодательного собрания депутаты рассмотрели и приняли в третьем чтении областной бюджет на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. Журналист IRK.ru поговорила с депутатами регионального парламента и выяснила, какие поправки были учтены при формировании документа и почему не все депутаты оказались довольны проектом закона. Подробности читайте в материале.
17 ноября, на 42-й сессии Законодательного собрания, которая прошла под председательством Александра Ведерникова, после предварительного рассмотрения на заседаниях всех постоянных комитетов и комиссий областного парламента, был принят в первом чтении законопроект о бюджете Иркутской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов. А 30 ноября, на 49-й сессии, парламентарии приняли проект закона об областном бюджете с учетом одобренных поправок в третьем, окончательном, чтении.
При этом, «за» проголосовали 26 депутатов, 14 — «против». Против проекта бюджета проголосовали представители фракции КПРФ: Андрей Андреев, Александр Белов, Сергей Бренюк, Роман Габов, Александр Качин, Иван Крывовязый, Андрей Маслов, Ольга Носенко, Анатолий Обухов, Светлана Петрук, Антон Романов, Илья Сумароков, Валерий Хайдуков, Роман Габов.
Итак, доходы на 2022 год увеличены на 10,2 миллиарда рублей, до 212,8 миллиарда, на 2023 год — на 8,5 миллиарда, до 212,9 миллиарда рублей, на 2024 год – на 9,6 миллиарда, до 224,4 миллиарда рублей. Расходная часть областного бюджета на 2022 год утверждена в объеме 221,5 миллиарда рублей (+ 10,2 миллиарда), на 2023 год — 219 миллиардов рублей (+ 8,5 миллиарда), на 2024 год — 225,5 миллиарда рублей (+ 9,6 миллиарда).
В соответствии с федеральным прогнозом, Иркутская область отнесена к регионам с наиболее высокими темпами экономического развития в ближайшие три года. Исходя из этого, проект главного финансового закона формировался таким образом, чтобы в полном объеме выполнять все обязательства перед жителями Иркутской области.
В ходе принятия документа были рассмотрены поправки, которые внесли депутаты областного парламента. Предлагаемые изменения затрагивают все сферы жизни.
Например, было увеличено финансирование на закупку нового оборудования для учреждений здравоохранения, предусмотрены дополнительные средства на материально-техническое обеспечение образовательных учреждений, разработку механизма индексации зарплат социальных работников, увеличения стипендий и выплаты на питание студентам учреждений профессионального образования. Предусмотрены дополнительные ассигнования и на выплату из областного бюджета стипендий студентам-медикам. Особое внимание уделено поддержке сельского хозяйства.
Кроме этого, увеличена субсидия местным бюджетам на выплату зарплаты и обеспечение условий софинансирования расходов за счет федерального бюджета, а также на предоставление бесплатного двухразового питания для обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья. Предусмотрены два новых проекта: «Школьный учебник» и «Школьный стадион».
Как отметила депутат ЗС Иркутской области Ольга Безродных («Гражданская платформа»), законопроект о бюджете требовал доработки, поэтому парламентарии активно включились в работу над поправками к бюджету во втором чтении.
— Межфракционной группой депутатов внесен ряд поправок, подавляющее большинство которых одобрено и принято на сессии. Наиболее важные изменения касаются предоставления субсидии из областного бюджета на капремонт 27 детских садов, 23 объектов культуры и семи объектов спорта в регионе. Каждый муниципалитет, который подал заявку и прошел отбор, получит по одному капитальному ремонту каждого вида объектов. В целом на решение этих задач предусмотрено более одного миллиарда рублей. Также решались вопросы, связанные с питанием детей, в том числе при туберкулезной интоксикации. Увеличили расходы для социально-ориентированных некоммерческих организаций на участие в конкурсе «Губернское собрание», — рассказала депутат.
По словам заместителя председателя ЗС Иркутской области Кузьмы Алдарова («Единая Россия»), на сессии в окончательном чтении было принято большинство поправок. Часть из них направлены на поддержку и развитие сельских территорий, а также решение социальных вопросов. Многие поправки учтены, но вместе с тем остались и другие проблемы, решение которых откладывается на 2022 год.
— Увеличена поддержка сельского хозяйства — по сравнению с прошлым годом почти на 600 миллионов рублей; бюджет составил 2 миллиарда 370 миллионов рублей, — привел он цифры. — Мы будем работать над увеличением финансирования таких направлений, как растениеводство, тепличное хозяйство, техлизинг.
Вице-спикер Законодательного Собрания Иркутской области Лариса Егорова («Справедливая Россия») сообщила, что ее фракция участвовала в большинстве внесенных поправок в бюджет Иркутской области, которые касались поддержки здравоохранения, а также развития массового спорта в регионе.
— В период пандемии у здравоохранения должно быть достаточно средств, чтобы медработники эффективно оказывали помощь. Это касается приобретения КТ и другого необходимого оборудования, — уверена Лариса Егорова.
По словам депутата ЗС Иркутской области Георгия Любенкова (ЛДПР), прежде чем принять бюджет в окончательном чтении, депутаты рассмотрели огромное количество заявок, которые поступили в правительство. После чего сформировали консолидированную поправку от группы депутатов.
— Более двух миллиардов рублей мы внесли поправками в областной бюджет на следующий год, — сообщил он. — Большинство заявок, которые давал Братск, выполнены. Я бы хотел отметить ремонт бассейна «Солнечный» в Братске; увеличилось финансирование по «Народным инициативам».
Как рассказала председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Наталья Дикусарова, в рамках второго чтения было учтено большинство предложений, поступивших от депутатов, общественных организаций, предпринимателей и жителей региона.
— В рамках второго чтения была проведена кропотливая работа над распределением расходов по тем направлениям, которые необходимы для входа в финансовый год, — сообщила Наталья Дикусарова. — Мы неоднократно обсуждали это, и поправки стали результатом совместной работы депутатов, губернатора и правительства.
Однако при принятии изменений в бюджет мнения депутатов ЗС разделились. Например, это касается выделения денежных средств из областного бюджета на проект «Народные инициативы», а также финансирования закупок лекарств на борьбу с коронавирусной инфекцией. Оппонентами выступили депутаты от КПРФ, чему сильно удивились представители муниципальных образований.
Между тем, глава Хомутовского МО Василий Колмаченко подчеркнул, что проект «Народные инициативы» — это большое подспорье муниципальным учреждениям и организациям. Это те проекты, которые очень важны для населения.
— К блокировке выделения денежных средств на этот проект партией КПРФ я отношусь очень отрицательно. Инициатива «Единой России» была правильной, она направлена на развитие всей территории области. Допустим, в 2020 году в рамках проекта «Народные инициативы» общая сумма средств для реализации по Хомутовскому муниципальному образованию была 10,2 миллиона рублей, а в этом — 4,4 миллиона рублей, то есть падение произошло практически в два с половиной раза. Это значит, что некоторые проекты по инициативе граждан, по которым сформированы и поданы заявки, не будут реализованы. Принятое решение по увеличению средств по проекту «Народные инициативы» — как никогда своевременно и необходимо для муниципальных образований, — пояснил свою позицию Василий Колмаченко.
Депутатскими поправками увеличено финансирование проекта «Народные инициативы» — до 850 миллионов рублей.
Высказала свою точку зрения и главный врач Братской городской больницы №3 Светлана Боброва. Она отметила, что закупка лекарств на борьбу с коронавирусной инфекцией – это очень важный процесс, чтобы своевременно начать лечение на амбулаторном этапе.
— Лучше запланировать средства на приобретение лекарственных препаратов сейчас: если будет следующий подъем заболеваемости, мы должны быть обеспечены ими полностью. И депутаты от КПРФ, голосовавшие против, должны это понимать. Также нужна поддержка студентов медуниверситетов и медколледжей, а также волонтеров, которые активно включились в работу поликлиник и больниц, — подчеркнула Светлана Боброва.
В поддержку поправок выступила и главный врач поликлиники № 2 в Усть-Илимске Феодосия Стрекаловская и назвала решение КПРФ неверным. Врач отметила, что из-за недостатка финансирования больница не может приобрести аппарат КТ уже несколько лет. С принятием поправок необходимое оборудование появится в учреждении.
– Мы открыли три года назад центр амбулаторной онкологии в целях раннего выявления онкологических процессов и с целью динамического наблюдения и недопущения распространения онкологии у хронических больных. Таких пациентов мы вынуждены направлять для обследования в Братск, Иркутск, так как в городе один аппарат КТ занят под ковид, второй вышел из строя — мы практически вслепую работаем с пациентами. Между тем, пациентам сложно ехать из Усть-Илимска за 1000 километров в Иркутск. Нам обещали, что аппарат КТ будет – это заложено нормативами. В течение нескольких лет нашу заявку на приобретения аппарата отклоняли из-за нехватки средств. Если бы сегодня бюджет не прошел, то и КТ бы не появился в программе. И то, что КПРФ против бюджета – это просто популизм, непонимание процессов, непонимание, зачем и куда эти деньги требуются. Это животрепещущая тема для усть-илимцев, которая народом контролируется. И сегодня, когда мы приобретем этот аппарат и начнем работать, – люди будут благодарны.
Почему поправки, касающиеся социальных сфер, не нашли поддержки у коммунистов, — остается только гадать. Однако, предполагает политический обозреватель Галина Солонина, существующие противоречия вполне можно объяснить.
По ее словам, бюджет Иркутской области — это не только главный финансовый документ региона, но и средство для политического пиара, и в этом нет ничего предосудительного.
Поскольку избиратели сами всегда на очередных выборах в качестве главного вопроса спрашивают у своих избранников: «А что вы, собственно говоря, сделали для нас за время вашего депутатства?» И тут ответственные политики могут сказать, что конкретно они «пробили» в бюджете для территории, которую они представляют. А безответственные — громко прокричать о том, что «действующая власть — антинародная, поэтому блокировала наши предложения».
— Однако в Иркутской области уже сформировалась группа парламентариев, пока ещё не такая значительная, как хотелось бы, но уже довольно влиятельная, которая руководствуется не интересами своего избирательного округа, а выстраивает системную работу, и ее результаты распространяются на весь регион, — поясняет Галина Солонина.
По словам эксперта, при принятии проекта бюджета — 2022 водораздел между этими тремя типами политиков стал особенно очевидным. Был представлен большой пакет поправок, предусматривающий выделение денег на капитальные ремонты детских садов, объектов культуры и спорта, причём на эти цели получат средства все муниципальные образования второго уровня. Увеличена сумма на программу «Народные инициативы». Около 100 миллионов рублей будет предусмотрено на капремонты спортплощадок в сельской местности. Выделены деньги для обновления учебников в малокомплектных школах.
Таких поправок, распространяющихся не на один муниципалитет, а на всю область, к бюджету поступило довольно много. И хотя главные инициаторы такого масштабирования местных проблем до общеобластных программ остаются неизменными — это, в первую очередь, председатель бюджетного комитета Заксобрания Наталья Дикусарова и спикер Заксобрания Александр Ведерников, но число их союзников в региональном парламенте уже значительное, и вопрос партийности здесь вторичен: среди них есть и единороссы, и коммунисты, и члены фракций «Справедливой России», ЛДПР.
— А вот среди политиков, стремящихся к шуму, а не результату, партийность четко прослеживается, — отмечает Галина Солонина. — Такое поведение на минувшей сессии ярко коммунист Сергей Бренюк. Он требовал увеличения финансирования объектов здравоохранения только в Ангарске. То есть пожертвовать общими интересами жителей региона для удовлетворения «депутатских хотелок» отдельных политиков.
По словам политолога Сергея Шмидта, принятый проект бюджета с учетом одобренных поправок хороший, даже лучше, чем был в допандемийное время. Он больше и есть возможность направить дополнительные средства на решение тех или иных задач. Однако даже самые роскошные бюджеты не могут удовлетворить аппетитов всех депутатов. Предложенные поправки во многом отражают интересы отдельных парламентариев на их территориях. Речь в первую очередь об увеличении социальных расходов. Но денег на все не хватает — надо выбирать, куда и сколько направить, что парламентарии и сделали.
Фото: www.irk.ru
Источник: IRK.ru
Адрес сайта: www.irk.ru