К усть-илимскому аэропорту подведены две линии электропередач по 35кВ, сейчас идет монтаж двух подстанций. В феврале объект будет подключен к электричеству. Это позволит развивать воздушные ворота, которые пока именуются посадочной площадкой.
Когда-то в Усть-Илимске был современный аэропорт. Жители города вспоминают, что их аэровокзалу в 1990-е годы могли позавидовать многие крупные города. Рассчитанный на обслуживание 450 пассажиров в час, он был оснащен двумя телескопическими трапами для сообщения самолета со зданием аэровокзала (редкость для России даже по сегодняшним меркам). Трехкилометровая искусственная взлетно-посадочная полоса (ИВПП) позволяла принимать различные воздушные суда как пассажирские, так и грузовые, вплоть до Ан-124 «Руслан».
Сегодня усть-илимский аэропорт производит удручающее впечатление. Многолетние долги привели в итоге усть-илимское авиапредприятие к банкротству, производство по которому было завершено в 2005 году. В ходе конкурсного производства имущество аэропорта было продано отдельными лотами, а не имущественным комплексом. В результате часть объектов, включая здание аэровокзала, отошла к частным структурам.
Теперь от когда-то современного аэропорта остался лишь бетонный остов, а рядом пустыми окнами зияет бывшая гостиница. Почти нетронутыми оказались только искусственная взлетно-посадочная полоса (ИВПП) и перрон. Данные объекты являются самыми необходимыми для деятельности аэропорта.
В 2013 году ИВПП, перрон и ряд других объектов, не реализованных в ходе банкротства авиапредприятия, были переданы городу из муниципальной собственности Усть-Илимского района, – рассказал заместитель начальника финансового управления администрации города Усть-Илимска по экономике Евгений Русаков. – В течение того же года при поддержке региональных властей и участии ОАО «Группа «Илим» было возобновлено воздушное сообщение между Иркутском и Усть-Илимском. Для этого создано МУП «Посадочная площадка (Аэропорт) города Усть-Илимска».
Конечно, сложно назвать аэропортом два установленных мобильных здания-вагончика, один из которых является постом охраны и рабочим местом старшего авиационного начальника посадочной площадки, а другой – залом для ожидания. Тем не менее этих помещений было достаточно для того, чтобы начать принимать воздушные суда четвертого класса. И спустя 11 лет забвения, начиная с августа 2013 года, был запущен субсидируемый из областного бюджета авиамаршрут, связывающий Усть-Илимск с областным центром. Сначала авиарейсы осуществлялись на девятиместном самолете «Цессна-Гранд-Караван 208В» два раза в неделю. С 2015 года авиакомпания «ПАНХ» запустила по этому маршруту новые самолеты «L-410» вместимостью 17 человек, которые сегодня летают до трех раз в неделю.
Еще в самом начале создания посадочной площадки остро стоял вопрос организации электроснабжения объекта. Раньше сюда шли две линии, поскольку такие объекты должны иметь два источника питания. Одна ЛЭП – с поселка Невон, другая – от подстанции «Сибирская». После прекращения деятельности авиапредприятия ЛЭП были демонтированы, а когда расселяли поселок Кеуль из-за затопления ложа водохранилища Богучанской ГЭС, свернули и нитку электроснабжения вместе с «отпайкой» на аэропорт.
При поддержке областного правительства и ОАО «Иркутская электросетевая компания» в настоящее время подведены две линии по 35кВ, производится монтаж двух трансформаторных подстанций, в феврале объекты посадочной площадки будут подключены к постоянному источнику питания.
Пока же посадочная площадка продолжает питаться электроэнергией в автономном режиме от бензогенератора. В вагончиках для пассажиров и персонала для обогрева помещений стоят небольшие дровяные печки.
По словам Николая Мезенцева, директора МУП «Посадочная площадка (Аэропорт) города Усть-Илимска», с появлением энергоснабжения можно будет решать вопрос по оснащению взлетно-посадочной полосы светосигнальным оборудованием, что позволит принимать воздушные суда в любое время суток. Так что у посадочной площадки открываются перспективы в будущем снова стать аэропортом, причем как положено, с аэровокзалом.
Есть планы по строительству аэровокзала местных воздушных линий с пропускной способностью до 100 человек в час, – говорит Евгений Русаков. – Пока рассматривается возведение деревянного здания с применением современных строительных технологий. В настоящее время выполнена строительная часть проекта здания аэровокзала. При поддержке красноярского проектного института «Красаэропроект» прорабатывается схема размещения технологического оборудования для подготовки электрической части проекта. А после проведения анализа состояния водозаборных скважин будет разработана часть проекта, связанная с водоснабжением и водоотведением. Но вместе с тем, как альтернативный вариант рассматривается возможность возведения аэровокзала из модульных конструкций.
По словам Евгения Русакова, практически готовы изменения в аэронавигационный паспорт посадочной площадки. Внесение данных поправок позволит принимать воздушные суда третьего класса (Ан-24, Ан-26, Як-40 и так далее). Однако есть ряд факторов, сдерживающих развитие инфраструктуры воздушного транспорта. И, по мнению специалиста горадминистрации, без участия правительства Иркутской области решить их весьма затруднительно.
Объекты бывшего усть-илимского аэропорта, принятые в муниципальную собственность, расположены на земельном участке, который принадлежит Российской Федерации, – продолжил Евгений Русаков. – Одним из возможных вариантов решения земельного вопроса может стать передача земельного участка в собственность региона с последующим предоставлением Усть-Илимску в бессрочное пользование. Либо возможно разделение имеющегося земельного участка и передача муниципалитету лишь той его части, которая необходима для обеспечения воздушного сообщения. А пока нет ясности в этом вопросе, мы не сможем ни участвовать в федеральной целевой программе, ни начать строительство аэровокзала.
Николай Мезенцев, в свою очередь, добавил, что сдерживающим фактором развития посадочной площадки также является отсутствие топливозаправочных мощностей. Несколько авиакомпаний проявляют интерес к Усть-Илимску, но всем им требуется заправка. В администрации города рассматривают два варианта организации топливозаправки воздушных судов: либо установка модульной заправочной станции, либо приобретение аэродромного топливозаправщика. Стоимость их примерно одинакова – от 9,5 млн рублей и выше. Евгений Русаков заметил, что без участия областного бюджета на условиях софинансирования только за счет местной казны этот вопрос не решить.
Евгений Русаков считает, что развитие наземной инфраструктуры воздушного транспорта в Усть-Илимске и в других северных территориях Иркутской области возможно и по пути создания казенного предприятия, где малые аэропорты и посадочные площадки являлись бы его филиальной сетью. Кстати, в конце прошлого года губернатор Иркутской области Сергей Левченко заявлял, что ситуацию с малыми аэропортами на севере региона может исправить их централизация вокруг международного аэропорта «Иркутск».
Если такое решение будет принято и реализовано, то у посадочной площадки «Усть-Илимск» откроются реальные перспективы и по оснащению взлетно-посадочной полосы необходимым оборудованием, и по проведению ремонтных работ с последующей сертификацией аэродрома, и по возрождению полноценного аэропорта, – подытожил Евгений Русаков.
Автор: Елена Пшонко
Фото: Матрена Бизикова
Источник: «Областная газета»
Адрес сайта: www.ogirk.ru