Для усть-илимских и болгарских водителей этот совместный путь длится уже 40 лет. 13 февраля 1976 года молодой город на Ангаре встречал комсомольский отряд из народной республики Болгарии, который прибыл в Усть-Илимск в рамках сотрудничества стран СЭВ.
В Болгарии желающих поехать в Сибирь, строить Усть-Илимский ЛПК было очень много. На каждую путёвку претендовало по 10-12 комсомольцев. Отбирали самых достойных, крепких, имеющих жизненный опыт и трудовой стаж ребят. Сто бойцов отряда представляли 28 округов Болгарии. Средний возраст строителей составлял 27 лет.
Несмотря на обжигающий мороз и холодный ветер, у арки на въезде в город собрались представители всех всесоюзных строек Усть-Илимска. Все ждут приезда болгарских строителей.
По дороге в Усть-Илимск колонну автобусов встретили жители села Эдучанка. Гостей из солнечной страны приветствовали ученики местной школы и рабочие передвижной мехколонны. После короткого митинга, автобусы двинулись дальше.
Усть-Илимск приветствовал болгарских строителей транспарантом, написанном на русском и болгарском языках: «Да здравствует вечная и нерушимая советско-болгарская дружба».
Работницы автоучастка №8 Людмила Мычелкина, Екатерина Зайцева и Нина Дьячок встретили гостей по русскому обычаю хлебом-солью. Бойцы болгарского отряда вынесли знамя Димитровского союза молодёжи. Их приветствовал секретарь усть-илимского горкома комсомола Леонид Шагин. От имени болгарских строителей выступил командир интернационального отряда Стефан Станев.
Знакомство состоялось, и болгарских друзей отвезли к месту их постоянного жительства, в общежитие, за которым с тех пор и до сегодняшнего дня прочно закрепилось название «Болгарское».
Уже на следующий день с утра болгары начали оформляться на работу в АТУ-8. Самым большим потрясением для них стало то, что они увидели, как в сорокоградусный мороз советские шоферы заводили свои машины. Теперь в их лексиконе появилось новое слово – «воздухоподогрев». Секретарь партбюро Иван Месникович познакомил ребят со своим коллективом, рассказал об истории предприятия, о том, как шло строительство трассы Братск-Усть-Илимск. Болгары в свою очередь заверили, что будут соревноваться за выполнение социалистических обязательств.
После недельной стажировки болгарские водители самостоятельно сели на КрАзы. На линию вышло около 40 машин, в путевых листках которых значился только один объект – Усть-Илимский ЛПК, стройка СЭВ. За четыре года работы болгарские водители перевезли миллионы тонн грузов, необходимых для строительства ЛПК.
Прошло сорок лет с того морозного февральского дня. Но для бойцов отряда имени Георгия Димитрова годы, проведенные в Усть-Илимске, по-прежнему остаются яркими воспоминаниями в их жизни. Валентин Петров, секретарь комсомольской организации отряда по-прежнему на связи с нашим городом. У него есть желание собрать представителей всех интернациональных отрядов вместе в Усть-Илимске летом 2016 года и вспомнить, как это было.