— Тайга да километры, звезда да еле светит. Сибирь, кто ответит тебе, коли крикнешь? Снега по колено, а дальше ещё выше…
— Канавы, снег, никто ничего не чистит. Вон видишь, что творится… Сейчас до Братска будем ехать часов 5.
Добраться до и выбраться из Усть-Илимска — задача нелёгкая. Видимо, не просто так местные жители называют себя «островитянами». Хотя попасть в таёжный город можно по автомобильной трассе, железной дороге и самолётом. Но о каждом виде транспорта по очереди.
Самый быстрый способ — очевидно, по воздуху. Из Иркутска до Усть-Илимска — 3 часа 40 минут лёта. В 2016 году до северного города курсировали «элки» дважды в неделю. Но вот уже полгода в аэропорту тишина.
Дорогу к нему и взлётку замело.
— Самолёты не летают, но экстренные моменты в жизни бывают, поэтому готовим вертолётную площадку. По санзаданию, — говорит охранник аэропорта Усть-Илимска Ирина Батурайтис.
Санитарную авиацию пока никто не отменял. Не раз больных со скорой забирал вертолёт.
Ирина с мужем Олегом сейчас охраняют и обслуживают весь аэропорт. Усть-илимцы просят вернуть лёгкую авиацию — самолёты Цессна и Л-410.
— Городу нужен аэропорт. Вы знаете, несколько звонков за смену «Когда полетит самолёт? Когда будет?». У нас была хорошая наполняемость, больше вот самолёт стал, — говорит охранник аэропорта Усть-Илимска Ирина Батурайтис.
Авиаблокада Усть-Илимска началась в мае. Компания «ПАНХ», которая выполняла рейсы в таёжный город через Нижнеудинск, обанкротилась. Не смогла отдавать деньги за взятую в лизинг технику. Правительство региона объявило конкурс, и летать вызвалась авиакомпания «СиЛА».
Но субсидировать полёты лёгкой авиации стали по-другому. И теперь сюда самолёты не прибывают вовсе. Но едут в Усть-Илимск и оттуда поезда. Правда, всего один — номер 87 Ы.
Время 7:23 утра. С перрона усть-илимского вокзала отправляется единственный поезд. Здесь, кстати, кончаются рельсы. Это железнодорожный тупик. И поедет он в сторону цивилизации, конечная точка маршрута — Иркутск.
Получается, что железная дорога — самый тихоходный вид транспорта. До областного центра поездка длится больше суток — целых 29 часов. Но у пассажиров выбора нет:
— До Коршунихи.
— Как часто ездите?
— Каждый месяц.
— А вариантов у вас больше никаких?
— Больше никаких, по дороге никак.— Еду на Диабазу. Каждый день езжу на работу на этом поезде. Если его уберут, не знаю на чём буду ездить. На собаках.
— Цель поездки? В больницу, к родственникам, домой?
— Почти домой. Еду в Красноярск, а он едет только до Тайшета.
Ещё этот поезд Усть-Илимск — Иркутск прозвали медицинским. Потому что из таёжного города в больницы областного центра отправляется на нём основная масса пациентов. Если утром 87-й отходит в удобное время, то возвращается в Усть-Илимск почти в полночь.
— Прибытие поезда также ежедневно в 23:50 местного времени. Сейчас отменили автобусы и людям приходится добираться на такси в это время, — говорит начальник вокзала Усть-Илимска Юлия Шиверских.
Оптимальным вариантом по времени в дороге остаются междугородные автобусы. Каждый день — 3 рейса до Иркутска и 5 до Братска. До областного центра 900 километров, время в пути — 14 часов. Даже опытные водители комфортабельных «МАНов» говорят — состояние части трассы не выдерживает критики.
— Самый ужасный участок — это отрезок этой дороги Усть-Илимск — Братск. Если даже дорога чистится, подсыпки никакой. Фуры стоят, лесовозы стоят, если они стоят, стоим и мы. В график не укладываемся. За последние три года, вот я работаю, я не видел, чтобы какой-то ремонт дорог производился вообще! — говорит водитель автобуса № 601 «Усть-Илимск — Иркутск» Вячеслав Ибрагимов.
Пассажиры с ним согласны, особенно те, кто хорошо знает эти 250 километров «направления»:
— Я очень много путешествую, в том числе на своём автомобиле, дорога в отвратительном состоянии. Выехал, перед Бадармой лежит «пятёрка» красная, женщины стоят, трясутся от страха. То есть от удара, грунт, машина перевернулась под откос. Лесовозные дороги лучше качеством, чем дороги, которые бетонки федеральные.
Таких памятников ДТП на трассе достаточно. Зимой по заснеженному покрытию ехать быстрее. Если не скользко, экономится часа полтора. От таёжного города до Братска.
Зимой трассу Усть-Илимск — Братск спасает так называемый «русский асфальт». Утрамбованный снег запечатывает ямы и выбоины и скрадывает недостатки. В 2017 году правительство планирует отремонтировать 17 километров этой дороги — с 213-го по 230-й километр.
Осенью специалистов Дирекции автодорог по поручению губернатора отправляли обследовать главную транспортную артерию города. Но деньги заложены пока только на текущий ремонт с установкой выравнивающего слоя. А капремонт в 2018 году будут делать выборочно — обновят 4 участка общей протяжённостью 20 километров.
— Вообще для города Усть-Илимска трасса Братск — Усть-Илимск является сейчас, по сути, дорогой жизни. В решении этого вопроса нужен комплексный подход и капитальный ремонт. Обсуждая стратегию Иркутской области, я на это обращал внимание правительства, потому что мы говорим о строительстве новых трасс, но мы не говорим о капитальном ремонте трассы, которая соединяет один из крупных промышленных центров — северный город Усть-Илимск, по сути, со всей областью, — говорит депутат Заксобрания Иркутской области Артём Лобков.
Пока проблемы транспортной доступности таёжного города не решат, усть-илимцы так и будут оставаться на отшибе региона.
Ссылка на видеосюжет "РОССИЯ24": # ТОЧКА НА КАРТЕ: Усть-Илимск (эфир от 15 декабря 2016 года)
Источник: Россия24 Иркутск
Адрес сайта: vesti.irk.ru