Круглый стол на тему «Обеспечение внутреннего рынка отечественным продовольствием» прошел в Законодательном Собрании Иркутской области 31 мая под председательством вице-спикера областного парламента, председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Кузьмы Алдарова.
Участие в работе круглого стола приняли депутаты Заксобрания, представители правительства области, муниципальных образований, торговых организаций, сельскохозяйственные товаропроизводители.
«На ближайшие несколько лет перед нами всеми стоит задача полностью обеспечить себя качественными продуктами собственного производства по доступным ценам, а впоследствии стать и основным экспортером сельскохозяйственной продукции. Об этом говорил в своем послании президент России Владимир Путин. Однако предстоит решить ряд проблем, чтобы этого добиться, Иркутская область пока не может удовлетворить потребности населения региона и полностью обеспечить жителей хотя бы основными продуктами питания», – отметил Кузьма Алдаров.
Так, для обеспечения жителей Иркутской области основными продуктами в регионе должно производиться не менее 181 тыс. тонн мяса (сейчас производиться 150 тыс. тонн), не менее 773 тыс. тонн молока (сейчас – 470 тыс. тонн) и не менее 290 тыс. тонн овощей (сейчас – 152 тыс. тонн).
В целом, как отметил Кузьма Алдаров, обеспеченность продуктами собственного производства составляет порядка 55 %, например, более половины мяса, попадающего на прилавки магазинов, завозится из других регионов, две трети молока в Иркутской области производиться в личных подсобных хозяйствах и не является товарным.
Что касается выращивания овощей, то большой проблемой, по словам депутата, является нехватка теплиц для выращивания овощей в закрытом грунте, а те, что есть, уже морально устарели.
Кузьма Алдаров также рассказал, что средняя российская семья тратит около 30 – 45 % доходов на покупку продуктов питания. В Бразилии на это уходит не более 16 % доходов семьи, а в Швеции и Финляндии – не более 7-8 % доходов.
«Да, у нас сложные климатические условия, но решать вопросы по обеспечению населения доступными и качественными продуктами нужно, в том числе за счет увеличения объемов государственной поддержки. Последние два года из бюджета области на поддержку сельского хозяйства выделяется порядка 1,3 млрд рублей, а вместе со средствами федерального бюджета объем поддержки составляет 3,2 – 4 млрд рублей. Этого, безусловно, не достаточно для дальнейшего развития, нужна разработка и финансирование крупных инвестпроектов. При внесении изменений в областной бюджет в июне парламентарии намерены поднять этот вопрос», – подчеркнул Кузьма Алдаров.
Он также отметил, что, например, в Якутии, которая не является сельскохозяйственным регионов, на поддержку этой отрасли выделяется ежегодно порядка 10 млрд рублей.
Руководитель службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области Сергей Петров сообщил, что с начала этого года реальные доходы населения региона снизились более чем на 8 %, люди отдают предпочтение покупке товаров первой необходимости, поэтому рынок продовольственных товаров более стабилен, чем рынок непродовольственных. Например, объемы продаж картофеля и молока, практически не изменились по сравнению с прошлым годом.
По уровню роста цен Иркутская область занимает 3 место в Сибирском федеральном округе и 13 место по России, с начала года цены в среднем выросли на 2,4 %, что ниже, чем в среднем по стране. Вместе с тем, в ходе обсуждения проблемы, руководители крупных торговых сетей Дмитрий Баймашев (Иркутский МЖК) и Владислав Буханов (ООО «Саянский бройлер») отметили уменьшение на 10-15 % среднего чека из-за снижения доходов населения, и хотя сети продолжают работать устойчиво, возникают сложности реализации продукции.
По мнению участников круглого стола, повлиять на снижение цен на продукты местного производства позволит только наращивание объемов производства. Так, как заметил депутат Законодательного Собрания Геннадий Нестерович, в иркутских супермаркетах именно по этим причинам цены, например, на огурцы, выращенные в Новосибирской области дешевле, чем на местные.
По словам главы Совета старейшин АПК Иркутской области Николая Прокопьева, развитие мелких форм сельского хозяйства, таких как крестьянско-фермерские хозяйства и личные подсобные хозяйства, безусловно, необходимо, но они не способствуют решению в полном объеме вопросов продовольственной безопасности в регионе. Нужны крупные сельскохозяйственные комплексы. По мнению главы Совета старейшин, для закрытия потребностей жителей Иркутской области необходимо построить три крупных свинокомплекса, два откормочных пункта на 10 тыс. голов КРС каждый, а также несколько крупных тепличных комбинатов.
Министр сельского хозяйства Иркутской области Илья Сумароков рассказал, что направление по реализации крупных инвестпроектов поддерживается и на федеральном уровне, на их финансирование выделяются довольно крупные суммы. Иркутская область уже подготовила ряд проектов на федеральный конкурс проектов, реализация которых станет возможна в следующем году.
В Иркутской области с 2011 по 2015 год на реализацию инвестпроектов из областного бюджета было выделено 2,19 млрд рублей, это позволило увеличить в 1,8 раза производство зерна, в 1,6 раза – производство мяса, в 1,2 раза – картофеля и овощей, в 1,7 раза – молока. В 2016 года было отобрано 117 сельхозтоваропроизводителей, готовых к реализации новых инвестпроектов. Общая сумма средств, необходимых для их реализации, на пять лет составит 8,86 млрд рублей, в том числе в 2016 году в областном бюджете на эти цели необходимо предусмотреть 1,09 млрд рублей.
Говоря о сложностях, возникающих у местных товаропроизводителей, по продвижению своих продуктов на рынок, особенно это касается тех, кто не имеет своей сети магазинов, министр сообщил, что в Иркутской области планируется создать оптово распределительный центр (ОРЦ). ОРЦ представляет собой современную инфраструктуру продовольственного рынка, связывающую поставщиков и покупателей, обеспечивающую услуги хранения, первичной переработки продуктов и логистики.
Сейчас рассматриваются предложения от инвесторов, кроме того, федеральный центр поддерживает данное направление и готов покрыть порядка 20 % затрат, уровень софинансирования из областного бюджета должен составить не менее 5 % от размера субсидии. Это позволило бы местным товаропроизводителям не только выйти со своей продукции в крупные сети магазинов, но и выстроить логистику поставки продуктов в муниципальные и областные учреждения.
По словам заместителя руководителя службы ветеринарии Иркутской области Николая Лазарева, вопрос участия местных поставщиков продуктов в государственных закупках для муниципальных и областных учреждений важен не только с экономической точки зрения, но с точки зрения безопасности. Большая часть несоответствующей нормам безопасности продукции выявляется именно в ассортименте импортного производства. Так, в 2014 году продукция импортного производства использовалась в 135 учреждениях, в 2015 году число таких учреждений снизилось до 43.
По итогам круглого стола органам местного самоуправления министерству сельского хозяйства было рекомендовано проводить мониторинг обеспеченности учреждений продовольствием местного производства, а также анализ их потребностей. Были приняты и другие рекомендации, основанные на предложениях, озвученных участниками круглого стола. Они касаются активизации работы по проведению сельскохозяйственных ярмарок, организации ОРЦ, создания потребительских кооперативов, разработки долгосрочной стратегии развития сельского хозяйства в регионе. Кроме того, представители муниципальных образований высказались о необходимости расширения присутствия службы ветеринарии в территориях, что способствовало бы развитию ярмарок местной продукции.
«Состоялось живое обсуждения актуальной темы, мы для себя наметили тенденции дальнейшего развития, выявили болевые точки, заслушали мнения всех заинтересованных сторон. Безусловно, потенциал для роста есть, но нужно приложить немало усилий», – отметил Кузьма Алдаров, завершая заседание круглого стола.
Источник: Пресс-служба Законодательного Собрания Иркутской области
Адрес сайта: irk.gov.ru