24 октября в Законодательном Собрании Иркутской области под председательством спикера Сергея Брилки состоялось рабочее совещание по обсуждению Стратегии развития региона до 2030 года.
Участие в нем приняли депутаты областного парламента, члены регионального правительства, депутаты Государственной думы РФ Сергей Тен и Алексей Красноштанов.
«Депутаты Законодательного Собрания внимательно изучили представленную Стратегию и пришли к выводу, что она должна быть существенно доработана, – сообщил спикер Законодательного Собрания Сергей Брилка. – В проекте обозначено, чего мы должны добиться, но не написано каким образом, за счет каких конкретных мероприятий. В рамках этого рабочего совещания мы должны сформировать единую позицию по проекту и определиться, как будем работать дальше».
С основным докладом о Стратегии, разработанной региональным минэкономразвития, выступил заместитель председателя правительства Иркутской области Антон Логашов. Разработка Стратегии, обусловленная положениями федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», ведется с конца 2014 года с привлечением экспертов научного и предпринимательского сообщества, органов местного самоуправления Иркутской области и анализов опыта разработки стратегий развития в других регионах.
Стратегия состоит из 7 разделов и 5 приложений, в ней определены такие основные стратегические задачи, как обеспечение достойных условий жизни, создание возможностей для работы и бизнеса, повышение эффективности государственного управления
В Стратегии выделены 10 ведущих отраслевых производственных комплексов, вносящих наибольший вклад в экономику региона: топливно-энергетический, фармацевтический, металлургический, машиностроительный, лесопромышленный, агропромышленный, туристско-рекреационный, строительный и транспортно-логистический.
Развитие этих комплексов основывается на строительстве магистрального газопровода «Сила Сибири», создании энергетических мощностей для крупнейших инвестпроектов (золотодобыча в Бодайбинском районе, освоение Зашихинского месторождения редкоземельных металлов), строительстве Тайшетской анодной фабрики и Братского металлургического завода, обеспечении импортозамещения в авиастроении, продовольственной безопасности, повышении глубины переработки древесины на предприятиях лесного комплекса.
В стратегии выделены 6 опорных территорий развития, для которых в едином комплексе будет строиться необходимая инфраструктура: Саяно-Иркутская, Тулуно-Тайшетская, Усть-Кутско-Ленская, Усть-Илимско-Катангская, Братская и Бодайбинская.
В ходе обсуждения парламентарии высказали ряд замечаний и предложений, которые должны быть учтены при принятии Стратегии. В частности, было отмечено, что согласно Стратегии не предполагается вклад в развитие фундаментальной науки, способной обеспечить инновационный прорыв в различных сферах экономики, в документе не прописаны механизмы финансирования профилактики заболеваний, повышения доступности медицинской помощи для населения региона.
При заявленных задачах – более чем в 2 раза увеличить к 2030 году объем ввода жилья на 1 человека, не указан алгоритм и взаимосвязь развития строительного комплекса с развитием других отраслей.
Раздел о развитии опорных территорий основан только на дальнейшем освоении недр и работе предприятий добывающей промышленности, не приведены программы развития этих предприятий, не ясно как они будут участвовать в реализации стратегии, что получат от их работы бюджет и экономика.
Нет описания новых инвестиционных, действительно, опорных проектов на ближайшее будущее.
Недостаточно раскрыты в проекте Стратегии или рассматриваются в непосредственной взаимосвязи только с направлениями развития добывающего сектора экономики и вопросы развития транспортной инфраструктуры.
Другие замечания депутатов касались развития лесного комплекса Приангарья, обеспечения продовольственной безопасности, нехватки квалифицированных кадров, обеспечения качественной питьевой водой поселений, развития малого и среднего бизнеса.
«Есть существенные замечания к представленной Стратегии, которые затрагивают интересы жителей северных районов нашей области, – сообщил депутат представляющий в Законодательном собрании город Усть-Илимск и Усть-Илимский район Артем Лобков. – В частности, город Усть-Илимск авторы Стратегии включили в Усть-Илимско-Катангскую опорную территорию развития, сокращенно - ОТР. Главным условием развития данной ОТР по представленной стратегии является строительство автомобильной дороги «Вилюй». Для Нижнеилимского и Катангского района это действительно так, но для города Усть-Илимска, который является наиболее крупным в этой группе, строительство трассы «Вилюй» не сыграет в развитии особой роли, ведь город от данной дорогой расположен на значительном расстоянии и не связан с ней физически. За то про многострадальную трасу Усть-Илимск-Братск в стратегии не слова, хотя это основная транспортная артерия и ее ремонт и модернизация необходим городу и району в первую очередь.
Развитие крупных инфраструктурных проектов в Усть-Илимске предусмотрено Стратегией разве что в более, чем долгосрочной перспективе – в связи со строительством Северо-Сибирской железнодорожной магистрали (Нижневартовск - Белый Яр - Усть-Илимск) и связанной с этим разработкой Поливского, Капаевского, Нерюндинского железорудных месторождений.
Если подвести итог всему вышесказанному, то получается, что на ближайшие 14 лет для развития моногорода города Усть-Илимска в Стратегии развития Иркутской области ничего не предусмотрено. Мы продолжим работу над стратегией, что бы вопросы развития всех территорий были в ней учтены».
Министр экономического развития Иркутской области Оксана Тетерина согласилась с доводами парламентариев. Она сообщила, что на процесс формирования областного бюджета, к которому правительство совместно с депутатами приступит в ближайшее время, непринятие проекта Стратегии не повлияет, так как бюджет формируется на основе прогнозного плана социально-экономического развития области.
По итогам обсуждения принято решение для доработки проекта Стратегии сформировать профильные рабочие группы с участием постоянных парламентских комитетов и комиссий Законодательного Собрания.