Оперативно решать вопросы здравоохранения на местах, не теряя при этом финансовой поддержки области, смогут муниципальные власти Приангарья
Проект закона «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи» внесла группа депутатов на рассмотрение Законодательного собрания Иркутской области.
Суть его такова: система здравоохранения должна перейти из областного на местный уровень.
Конечно, принятие закона принятие требует широкого обсуждения, ведь на повестке – серьезные изменения в работе системе здравоохранения области.
А пока к депутатам поступают заключения из разных инстанций, в том числе от мэров территорий. К слову, закон предусматривает передачу полномочий не по всей области, а только в нескольких крупных ее городах: Братск, Иркутск, Саянск, Усть-Илимск, Черемхово, Ангарск. Рассматривать законопроект планируется в сентябре.
А пока же он вызывает бурные толки в местных соцсетях: сторонники и противники проекта закона взвешивают за и против, пытаясь понять, что принесут обычным жителям изменения, связанные с управлением здравоохранением.
Один из авторов проекта закона – депутат Законодательного Собрания Иркутской области, заместитель председателя комитета по здравоохранению и социальной защите Законодательного Собрания Иркутской области и наш земляк Артем Лобков – ответил на самые частные вопросы устьилимцев.
Работа над ошибками
- Артем Валентинович, в 2013 году здравоохранение было передано с муниципального на региональный уровень. Областное управление себя не оправдало?
- Можно сказать, что эксперимент в медицине Приангарья, начавшийся 6 лет назад, не решил поставленных перед ним целей, и особенно сильно от этого страдают пациенты.
Одной из главных проблем, особенно для нашей территории, остается нехватка медицинских кадров. В последний два года поступает много обращений на низкую зарплату, чаще всего – от младшего медицинского персонала.
При этом в Министерстве здравоохранения Иркутской области этот вопрос считают надуманным.
Ни наши письма в адрес министра и Правительства, ни выступления на комитете и сессиях к положительным изменениям не приводят.
А надо сказать, что вопрос становится все острее: специалисты просто уходят из сферы здравоохранения. Усть-Илимск теряет ценные медицинские кадры... А для нашего города каждый врач и каждая медицинская сестра – это особо важный специалист!
Далее: на протяжении шести лет, с момента передачи здравоохранения на областной уровень, реальной финансовой поддержки для проведения капремонтов и закупки оборудования наш город практически не получил.
Ведь большая часть полученных Усть-Илимском средств – это результат совместной работы главных врачей и депутатов Заксобрания. И, конечно, многолетняя финансовая поддержка местного здравоохранения со стороны Группы «Илим».
Если вспомнить все крупные ремонты медучреждений нашего города: ремонт кровли здания городской больницы в левобережье, замену окон в здании детского инфекционного отделения, замену лифтов в правобережной поликлинике и городской больнице, то следует отметить, что все эти проекты были внесены депутатами в постановления Законодательного Собрания при принятии бюджета. И именно поэтому город получал финансирование.
А, например, ремонт изношенных сетей в «Городской поликлинике №2», стоимостью около 8 млн. рублей, который будет проведен в этом году, – был обеспечен финансированием только после приезда в Усть-Илимск делегации депутатов Законодательного Собрания области. Хотя Министерство здравоохранения в течение 3-х лет отвергало этот ремонт, утверждая, что он «не приоритетный». Даже обновление парка машин скорой помощи – это инициатива депутатов Законодательного Собрания.
Все эти факты говорят о том, что за 6 лет областного управления здравоохранением, не сложилось системной последовательной работы по капитальному ремонту и оснащению медицинских учреждений оборудованием.
Кроме того, с утратой функций управления здравоохранением, муниципалитет оказался заложником между обращениями жителей и медучреждениями. Сегодня люди жалуются, как правило, главам территорий, а они, к сожалению, помочь не могут – поскольку на местах решать вопросы граждан не уполномочены.
Таким образом, в городе нужна структура, которая может непосредственно на месте решать вопросы медицины. Местное Управление здравоохранения будет наделено абсолютно понятными полномочиями, определением и распределением объемов между лечебными учреждениями города.
Кроме прочего, под местным контролем будет проходить расходование средств, выделяемых областью по региональному проекту поддержки здравоохранения. Речь идет в том числе о деньгах, направляемых на улучшение материально-технической базы медучреждений. И, конечно, на местном уровне Управление будет отрабатывать обращения граждан.
Об эффективности управления
- Одна из самых острых на сегодня проблем устьилимцев, связанных с местным здравоохранением, - сложность, а порой и невозможность, решения вопросов на местах. По всей вероятности, одной из причин появления законопроекта, является как раз ее решение?
- Все верно. Отдаленным территориям, в том числе и Усть-Илимску, порой крайне тяжело добиться от области необходимых крупных ремонтов медучреждений и закупки дорогостоящего оборудования. Центр принятия решений по вопросам медицины находится в Иркутске, т.е. за 1000 км от нас.
И чтобы оперативно решить проблемный вопрос, местным должностным лицам приходится вести с Министерством здравоохранения долгую переписку либо выезжать в Иркутск и стараться решать вопрос там. Все это, безусловно, и затягивает, и значительно усложняет решение многих задач. Что уж говорить о проблемах рядовых пациентов?
Ведь у нас в городе даже нет полномочного представителя Министерства здравоохранения, который бы отвечал за координацию работы учреждений – эти функции частично возложены на одного из местных главврачей. Когда же у устьилимцев возникает вопрос, связанный со здравоохранением, они вынуждены обращаться только в Иркутск или же звонить по телефонной «горячей линии», либо напрямую выходить на министра.
Все это затягивает решение там, где медлить нельзя – например, с льготными лекарствами. Знаю, как много наших горожан вынуждены годами биться с этой проблемой.
Кстати, в пользу эффективности местного управления, приведу в пример Управление образования города. Оно успешно организует работу 14 школ и более 20 детских садов. И большинство вопросов образования решается оперативно и на местном уровне. Если же говорить об учреждениях здравоохранения Усть-Илимска – их четыре: две взрослых поликлиники, одна городская больница и одна детская поликлиника.
А вот под управлением Минздрава области сейчас находится более 300 учреждений: это громоздкая, отчасти поэтому и неповоротливая структура. Конечно, министру и его представителям достаточно проблематично быть в курсе всех происходящих событий и уж тем более регулярно бывать на местах, особенно в отдаленных от областного центра.
Как быть с финансированием?
- Всем известно, что бюджет Усть-Илимска – дотационный, а значит, денег в городской казне, прямо скажем, немного… С введением нового закона хватит ли у города средств на финансирование системы здравоохранения?
- Действительно, бюджет города Усть-Илимска дефицитный, и на 2019 г. составляет 2,6 млрд. рублей. При этом собственные дохода бюджета города составляют 800 млн. рублей, основная же его сумма – 1,8 млрд. рублей – это поступления из областного бюджета в виде дотаций, субсидий, субвенций и прочего. К примеру, средства на выплату зарплаты учителям и воспитателям выделяются из областного бюджета – это и есть целевая субвенция, и потратить ее можно только на эти цели.
Тот же принцип будет действовать и для медиков: в проекте закона приведена методика расчета данной субвенции. Так, предусмотрено, что учреждения здравоохранения, которые перейдут под управление муниципалитетов, будут получать именно такие целевые субвенции из бюджета Иркутской области.
То есть, в случае передачи здравоохранения на местный уровень, бюджет Усть-Илимска увеличится за счет целевых средств на городскую медицину. При этом не стоит забывать, что основную часть финансирования медучреждения получают из фонда ОМС (обязательного медицинского страхования).
Принцип его работы вполне прозрачен: за каждого пациента, которому оказана медицинская услуга, больница или поликлиника получает деньги напрямую от страховых компаний, вне зависимости от того, под чьим управлением находится – города или области. Таким образом, больницы и поликлиники продолжат получать основные средства из фонда ОМС и плюсом – дополнительные средства из областного бюджета.
Что получим?
- Какие же новшества предусматривает законопроект для муниципалитетов? А главное, почувствуют ли изменения устьилимцы?
- Прежде всего: городская власть сможет сама определять приоритетность в решении вопросов и направлять средства на проведение текущих ремонтов и приобретение медицинского оборудования.
Уверен, на месте решать медицинские вопросы в интересах жителей Усть-Илимска будет гораздо быстрее и эффективнее, чем это происходит сейчас, когда приходится доказывать необходимость тех или иных потребностей и ждать, пока «созреет решение вопроса» в областном Министерстве.
В вопросах же с крупными капитальными ремонтами и приобретения дорогостоящего оборудования также останется опора в виде федеральных и областных целевых программ. По примеру того же Управления образования: школы и детские сады подчиняются городу, но на эти цели направляются средства из бюджета области.
Аналогичный способ проведения капитальных ремонтов будет работать для учреждений здравоохранения после передачи их на муниципальный уровень. Нужно отметить, что капитальные ремонты и приобретение дорогостоящего медицинского оборудования также останутся приоритетом в работе депутатов Заксобрания.
Рассчитываем, что в целом финансовые потоки и возможности медицинских учреждений только увеличатся, так как источников финансирования станет больше. И кроме того, не нужно забывать о ежегодном росте областного бюджета. Так, за 6 лет он вырос практически в два раза: с 92, 275 млд. рублей в 2013 года до 175, 249 млд. рублей в 2019-м. Причем с 2015 года доходы бюджет области ежегодно растут.
А благодаря инициативам депутатов Законодательного Собрания, выделение средств на строительство и ремонт учреждений здравоохранения выросло, и сейчас на него ежегодно закладывается более 1 млд. рублей в год.
И самое главное: в случае принятия закона у жителей нашего города появится возможность быстрее решать свои проблемы, обращаясь по личным вопросам не в областное Министерство, а напрямую – в местное Управление здравоохранения.
- Вопрос передачи управления здравоохранения на местный уровень живо обсуждают в соцсетях, приводя порой противоречивые аргументы. Как же горожанам разобраться в этой довольной непростой теме?
- Сейчас идет обсуждение закона. Каждая из сторон приводит свои доводы и аргументы. При этом в социальных сетях, к сожалению, эту тему часто используют, чтобы опорочить авторов законодательной инициативы, намерено извращая информацию и передергивая факты.
Важно понимать одно: внесение изменений в систему здравоохранения – дело чрезвычайно ответственное. Скоропалительных и необдуманных действий однозначно принято не будет! Все вопросы в обязательном порядке и в первую очередь обсудят с самими медиками, главными врачами. И, конечно, с мэрами территорий – ведь именно им придется брать на себя ответственность за важную нашей жизни.
Уже сейчас понятно, что вопрос возвращения полномочий не может быть одномоментным – нужен переходный период. В любом случае, в принятии взвешенного решения по данному закону мы будем ориентироваться на экспертное сообщество.
Уверен, что вместе с Минздравом нам удастся найти правильный путь решения всех этих вопросов.
Законопроект «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по организации оказания медицинской помощи» внесен депутатами: Александром Гаськовым («Справедливая Россия»), Артемом Лобковым («Единая Россия»), Виктором Побойкиным («Единая Россия»), Ольгой Безродных («Гражданская платформ»), Ларисой Егоровой («Справедливая Россия»).
Источник: Газета "ЧТО где Усть-Илимск"
Адрес сайта: irttv.ru