В Законодательном Собрании 31 октября прошло заседание круглого стола на тему «О мерах повышения эффективности бюджетных расходов, осуществляемых органами местного самоуправления. Лучшие практики и проблемы».
Заседание прошло под председательством вице-спикера областного парламента, руководителя комитета по бюджету ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Натальи Дикусаровой, участие в обсуждении приняли спикер Законодательного Собрания Сергей Брилка, депутаты Заксобрания, представители муниципальных образований, регионального правительства, прокуратуры, Контрольно-счетной палаты.
«В преддверие рассмотрения законопроекта об областном бюджете на предстоящий трехлетний период мы решили обсудить вопросы эффективности бюджетных расходов, чтобы понять, на что обратить внимание при формировании бюджета, какая финансовая помощь нужна муниципальным образованиям. Из Совета Федерации ФС РФ к нам также поступил доклад об эффективности расходов субъектов РФ, в связи с чем решено провести дополнительный анализ», - пояснила Наталья Дикусарова.
Как рассказала заместитель министра финансов Иркутской области Марина Загария, министерством уделяется большое внимание эффективности бюджетных расходов муниципалитетов, которым за эффективное управление финансами предоставляются субсидии.
В выстраивании эффективной работы в данной сфере основными направлениями являются работа с собственной налогооблагаемой базой и оптимизация расходов. Среди муниципальных образований, успешно справляющихся с этими задачами, Марина Загария назвала Ангарск, Тулунский и Эхирит-Булагатский районы и другие. Также поощряются муниципальные образования, реализующие процессы объединения, поскольку эти действия позволяют оптимизировать управленческие расходы.
Заместитель министра отметила наметившуюся положительную тенденцию по выплате кредиторской задолженности по бюджетным кредитам. При этом работа муниципалитетов по гашению задолженности учитывается при определении объема финансовой помощи из областного бюджета. Марина Загария также напомнила, что в Приангарье был принят закон «О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения», в соответствии с которым для каждого муниципального района составлен уникальный список распределения полномочий между районом и поселениями.
В связи с этим минфином подготовлен законопроект о межбюджетных трансфертах, которым предлагается финансовую помощь на выравнивание бюджетов муниципальных образований первого уровня распределять на уровне района, а не на областном уровне, как в настоящее время. «Районные администрации лучше знакомы с проблемами каждого поселения, поэтому логичнее, если такую помощь будут распределять они», - пояснила замминистра.
Наталья Дикусарова отметила, что очень многие муниципалитеты выступают против предложенного законопроекта. Марина Загария пояснила, что часть поселений опасается того, что деньги будут оставаться на уровне района, а не доводиться до муниципалитетов первого уровня. Однако по словам заместителя министра, минфин будет ежемесячно проводить мониторинг распределения средств, в случае необходимости вмешиваясь в ситуацию.
Заместитель главы по экономике и финансам Хомутовского муниципального образования Алексей Иваненко добавил, что поселения обеспокоены не только тем, что не получат средств, но и тем, что у них нет понимания, на какие именно суммы поддержки они могут рассчитывать. Эту позицию поддержала и исполнительный директор Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зоя Масловская. В итоге было решено провести детальное разъяснение предлагаемых изменений на площадке Ассоциации муниципальных образований.
Председатель Контрольно-счетной палаты Иркутской области Ирина Морохоева отметила, что среди наиболее часто встречающихся нарушений по эффективности использования бюджетных средств в муниципальных образованиях – нарушения при начислении заработной платы, при предоставлении субсидий бюджетным и автономным учреждениям, а также при проведении муниципальных закупок.
Так, поселения и районы не всегда соблюдают нормативы по размерам зарплат, разработанные министерством труда, в результате чего зарплаты административных работников отстают от зарплат учреждений, финансируемых за счет областных субсидий. Встречаются нарушения по предельной штатной численности, а также по исполнению обязательств, не связанных с вопросами местного значения.
Председатель КСП также отметила, что многие муниципалитеты не пользуются специальной программой минфина, с помощью которой можно отслеживать зачисление доходов, что позволяет работать с неплательщиками налогов. Что касается муниципальных закупок, то случаи, когда в результате торгов снижается первоначальная максимальная цена лота, единичны. Муниципалитеты также почти не применяют систему штрафов в случае предоставления некачественных услуг.
Говоря о формировании муниципальных заданий для учреждений, Ирина Морохоева подчеркнула, что они должны быть составлены таким образом, чтобы автономные и бюджетные учреждения стимулировались зарабатывать самостоятельно. По мнению главного аудитора Иркутской области, муниципальным образованиям надо разработать механизм возврата субсидий, в случае если муниципальное задание было выполнено некачественно.
Муниципальные образования поделились свои положительным опытом по повышению эффективности бюджетных расходов. Как рассказала начальник комитета по экономике и финансам администрации Ангарского городского округа Ирина Миронова, если в 2014 году Ангарск занимал 21-е место в рейтинге муниципальных образований Иркутской области по эффективности управления бюджетными средствами, то по итогам 2015 года муниципалитету удалось подняться на 1-е место, в результате чего город получил 24 млн субсидий за эффективность.
Чтобы достигнуть таких результатов, был реализован ряд мер. Так, муниципалитет отказался от дорогостоящих коммерческих кредитов, получив вместо этого бюджетный кредит. Для наращивания собственных доходов были отменены льготы по земельному налогу для всех бюджетных учреждений, что в свою очередь подвигло учреждения провести инвентаризацию земель, и в данной сфере был наведен порядок.
В результате объединения муниципальных образований Ангарского района в городской округ было сокращено количество муниципальных программ, в которых многие положения дублировались. Также из-за объединения сократилось число органов местного самоуправления, а соответственно, и расходы на их содержание. Кроме того, была оптимизирована сеть учреждений.
Заместитель главы администрации Иркутского района по экономике и финансам Игорь Жук рассказал о создании централизованной бухгалтерии, а также централизованного центра по муниципальным закупкам, что также помогает сократить расходы на содержание и обучение специалистов в каждом учреждении, а также помогает выработать единые подходы.
Заместитель главы по экономике и финансам Хомутовского муниципального образований Алексей Иваненко отметил, что муниципалитетом проводится работа по оформлению в собственность бесхозного имущества, которое в дальнейшем будет реализовано, что принесет дополнительные доходы в бюджет.
Он также высказался против сокращения расходов за счет уменьшения заработной платы работников администраций: «Для того чтобы организовать качественную работу по оптимизации расходов и увеличению собственных доходов нужны грамотные специалисты. А чтобы привлекать на работу профессионалов, необходимо, чтобы предлагаемая им зарплата была конкурентной».
Старший помощник прокурора области по взаимодействию с законодательными (представительными) и исполнительными органами власти области Ольга Борисова отметила, что число выявленных нарушений по неэффективному использованию средств муниципалитетами не снижается. Только за 10 месяцев текущего года было выявлено 4 тыс. нарушений, по результатам которых были направлены протесты прокуратуры, внесены представления об их устранении, инициированы обращения в суды.
Завершая обсуждение, Наталья Дикусарова предложила сделать обсуждение данной темы системным и регулярным. Она также добавила, что все озвученные предложения и сформированные на их основе рекомендации будут доведены до муниципальных образований через Ассоциацию МО Иркутской области.
Источник: Пресс-служба Законодательного Собрания
Адрес сайта: irk.gov.ru