Артем Лобков – имя устьилимцам хорошо известное.
Артем Валентинович не первый год представляет в регионе интересы жителей города Усть-Илимска и поселков Усть-Илимского района в Законодательном Собрании Иркутской области.
И с подведением итогов парламентского года, мы решили задать депутату вопросы на актуальные для жителей темы.
Артем Валентинович, второй год мир борется с пандемией Covid-19, а последний месяц ознаменован так называемой «третьей волной». Как депутаты Законодательного Собрания включены в борьбу с распространением опасного вируса?
- С самого начала пандемии депутаты областного парламента уделяют особое внимания работе системы здравоохранения. В Законодательном Собрании был создан депутатский штаб, который занимается постоянным мониторингом ситуации. Вместе с коллегами из городских и районных дум мы выявляем проблемы в городах и поселках, а совместно с правительством региона стараемся найти пути их решения.
Учитывая, что многие жители обращаются со своими проблемами именно к депутатам, у нас всегда есть оперативная информация – например, о недостаточности вакцины или отсутствии в аптеках лекарств по льготным рецептам.
В прошлом году несколько раз пришлось обращаться к губернатору Игорю Ивановичу Кобзеву с просьбой направить в Усть-Илимск представителей правительства, чтобы на месте разобраться с городскими проблемами. Это всегда очень действенная мера! Например, вопрос по обеспечению городских аптек противовирусными препаратами решили после визита первого заместителя губернатора Андрея Козлова.
Совсем недавно основным вопросом, с которым обращались ко мне жители города, был недостаток вакцин и льготных лекарств для лечения ковида. С главными врачами городских больниц и поликлиник нахожусь на постоянной связи. Еженедельно собираю информацию о потребностях наших медучреждений и направляю соответствующие депутатские запросы в министерство здравоохранения с требованием обеспечить потребность медучреждений города Усть-Илимска.
Сейчас занимаюсь вопросом ремонта томографа в Городской поликлинике №1. Томограф старый – покупался еще в 2010 году, когда за медицину отвечала городская власть. Конечно, эксплуатировался он активно. Особенно стал востребован томограф в период второй волны пандемии – тогда было проведено много исследований – ведь это один из вариантов диагностики ковида.
Сейчас требует замены рентгеновская трубка, ее ремонт чрезвычайно дорогостоящий – более 10 млн. рублей. Направил в министерство запрос о выделении этих средств на ремонт из областного бюджета. Ведь самостоятельно поликлиника такие средства попросту не изыщет.
В городских медучреждениях чувствуется острая нехватка специалистов. И, конечно, появление в Усть-Илимске медколледжа помогло бы нам справиться с кадровым голодом. Расскажите, как появилась идея создания в городе этого учебного заведения? И как сейчас обстоит дело с ее реализацией?
Создание в городе медколледжа для подготовки фельдшеров и медсестер - это очень важный для города проект. Эта идея появилась после анализа ситуации с кадрами в городских медучреждениях и системы их подготовки. Ближайший к нам медицинский колледж работает в Братске – это единственное такое учреждение на севере области.
Однако количество его выпускников не закрывает потребности самого Братска, не говоря уже о других территориях. Анализ за пять лет показал, что из тех наших ребят, что поехали учиться в Братск – обратно вернулись на работу в Усть-Илимск всего 15%. Поэтому создание медколледжа в Усть-Илимске - это правильный путь решения проблемы.
Тем более, что медколледжи успешно работают и в меньших городах, чем наш – например, в Тулуне, Нижнеудинске, Черемхово. А подавляющее большинство выпускников после получения диплома остаются там же и идут работать в местные медучреждения.
Теперь про реализацию. В начале года мы проделали большую работу. В город по приглашению приезжала делегация Братского медколледжа. Они осмотрели возможные здания, где можно разместить учебное заведение, но главное - помогли подготовить перечень необходимого учебного оборудования для получения образовательной лицензии.
Предполагалось два варианта. Первый: создание филиала Братского медицинского колледжа в нашем городе и второй вариант – открытие медицинского направления на базе филиала Байкальского госуниверситета. Когда в городе была делегация правительства во главе с губернатором, мы провели перед ними презентацию обоих проектов.
По итогам поездки в Усть-Илимск Игорь Иванович Кобзев поручил министерствам образования и здравоохранения проработать открытие направления медподготовки на базе филиала БГУ и просчитать объемы затрат на реализацию проекта. Наша «депутатская» задача с моим коллегой Виталием Перетолчиным – настоять на включении в областной бюджет на следующий год средств для закупки учебного оборудования для получения лицензии и на прием учащихся первого курса.
Артем Валентинович, в последних интервью Вы часто упоминали о решении вопроса северной корзины. Почему это важно для жителей Усть-Илимска?
В нашей области есть территории, которые относятся к районам, приравненным к районам крайнего севера, как, например, наш Усть-Илимский район. Поэтому в области установлены и две потребительские корзины и, соответственно, два прожиточных минимума.
Для юга он сейчас равен 11 487 рублей, а для севера - 14 913 рублей. Но при определении среднедушевого дохода для назначения мер социальной поддержки использовалась средняя величина прожиточного минимума, которая на 2021 год составляет 12 243 рублей, таким образом, разница составляет более 2500 рублей.
Например, если в семье одинокая мама, воспитывающая ребенка, проживающая в Усть-Илимске и получающая МРОТ – то, учитывая районный и северный коэффициенты (2,1), в этой семье среднедушевой доход будет выше среднего установленного по области всего на несколько сотен рублей. Такая семья, соответственно, не будет признана нуждающейся в поддержке.
Часть жителей северных территорий, в том числе Усть-Илимска, не могли получить социальную поддержку (право на бесплатное питание ребенка в школе, возможность получить часть регионального материнского капитала, компенсацию за отдых и т.д.), потому что среднедушевой доход в их семьях был выше установленного в целом по области, хотя они и получали минимальную зарплату.
Именно поэтому вопрос учета размера северного прожиточного минимума при назначении мер социальной поддержки – это очень важный вопрос именно для жителей северных территорий. Решение этого вопроса ранее инициировал наш земляк Валерий Лукин – он часто поднимал эту тему, будучи сначала депутатом Законодательного Собрания, потом – Уполномоченным по правам человека в Иркутской области.
Нужно отметить, Валерий Алексеевич – большой эксперт, и я старюсь равняться на него во многих вопросах. К сожалению, идеи Валерия Лукина на тот момент не нашли поддержки. Понимая важность этой темы, в том числе, и для жителей города Усть-Илимска и района, мы в комитете продолжили работу, начатую им.
В прошлом году был сделан первый шаг. При работе над новым законом о выплате на первого ребенка тем семьям, у которых среднедушевой доход меньше двукратной величины прожиточного минимума, установленного в целом по области, мы внесли поправку, которая стала учитывать прожиточный минимум для жителей севера и юга. Этот закон начал действовать с 1 января 2021 года.
В начале этого года нами были подготовлены изменения в целый ряд законов о социальной поддержке. Уже на сессиях в мае и июне эти изменения были приняты в окончательном чтении. Новые законы начнут действовать с 1 января 2022 года, потому что сейчас расходы на них не учтены в бюджете. Определение уровня дохода семьи с учетом северной корзины, при назначении бесплатного питания в школе, начнет действовать уже с нового учебного года - с сентября. Расходы на это предусмотрены при утверждении поправок в областной бюджет.
Для меня очень важно, что мы довели этот вопрос до конца! И для жителей северных территорий определен теперь справедливый подход. Эти изменения позволят большему количеству наших земляков получать поддержку от государства.
Артем Валентинович, с темой бесплатного питания школьников в регионе связано немало новшеств. Пожалуйста, расскажите о последних изменениях.
В 2015 году, когда я только пришел работать в Заксобрание, на каждой встрече с жителями, куда бы мы ни выезжали, первым вопросом было: «Можно ли прокормить ребенка в школе на 10 рублей?».
В тот момент в Иркутской области действовал закон, по которому дети из малоимущих семей и дети из многодетных семей получают питание в школах бесплатно. Стоимость этого обеда устанавливалась в регионе постановлением правительства.
Депутаты неоднократно выступали, что эта сумма не соответствует нормальному питанию школьника. Под нашим напором, в 2017 году региональное правительство сделало первый шаг, и увеличило эту сумму до 15 рублей. Но все равно стоимость школьного обеда была необъективной, и поэтому именно наш комитет выступил с предложением поменять формат и законодательно установить, каким образом будет рассчитываться эта сумма. Какую бы сумму ни установили, она со временем все равно не будет учитывать инфляцию, нужно было установить такой механизм, который бы определял - каким образом формируется стоимость школьного обеда. Тогда мы предложили, чтобы расчет происходил от стоимости набора продуктов, который регламентирован СанПиНом для определенной возрастной группы детей.
Таким образом, с 1 сентября 2018 года стал применяться новый норматив стоимости школьного обеда, который пересчитывался каждый учебный год исходя из стоимости продуктов: 30% от дневной нормы продуктов, определенных СанПиНом, по калориям, количеству жиров, белков, углеводов и пр. для определенного возраста: 7-10 -младшая школа и 11-18 лет - старшеклассники. И обязательно, чтобы учитывалось разделение на северные и южные территории.
Именно на этом я настаивал, потому что, как известно, стоимость продуктов на севере дороже, чем на юге. Таким образом, сумма школьного питания подросла для северной территории с 15 до 62 рублей для младшей группы и до 72 рублей - для старшей возрастной группы. И этот принцип у нас действует уже пять лет. Норматив стоимости бесплатного обеда ежегодно увеличивается. Причем, если какие-то отдельные продукты значительно подорожают, то и общая цена набора продуктов также вырастет.
Работа над вопросами бесплатного питания в школах на этом не остановилась. С сентября 2019 года у нас начали бесплатно питаться дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). С 1 января 2020 года стали получать бесплатное двухразовое питание дети с инвалидностью.
В федеральном законе прописано, что эти дети обязаны получать горячее питание, но не было определено, кто должен этим заниматься. По идее, ответственность должны были нести муниципальные власти, так как школы находятся в их подчинении. Но городские и районные бюджеты дотационные: у них часто просто нет дополнительных средств.
Поэтому мы законодательно установили, что деньги на эти расходы будут направляться из областного бюджета в виде специальной субвенции. Территории сейчас эти деньги получают и обеспечивают питание школьникам. Таким образом, у нас и дети из малообеспеченных и многодетных семей, и дети с ОВЗ и инвалидностью стали получать бесплатное горячее питание. Теперь все категории школьников учтены в областном законодательстве.
К слову, на прошедшей в июне сессии мы завершили работу над комплексным законом по питанию школьников. Теперь все эти вопросы учтены в одном документе, это удобно и организаторам питания, и родителям школьников.
Автор: Александра Кузнецова
Источник: Газета что, где Усть-Илимск №26 (556) 14 июля 2021 года