Вопросы журналистов к иркутским политикам, как правило, связаны с работой – мы спрашиваем о законах, решениях, строительстве и благоустройстве, экономической ситуации и прочих серьезных вещах.
Этот разговор – о другом. Депутат Заксобрания Иркутской области, заместитель председателя комитета по здравоохранению и социальной защите Артем Лобков рассказал журналисту IRK.ru о своем главном увлечении и большой любви – горах. Спортивный туризм и альпинизм для него неотъемлемая и очень важная часть жизни. Приключения, драйв, покоренные вершины и сложные маршруты в нашем интервью.
Артем Валентинович, почему горы? Откуда пошло это увлечение?
– Иногда я задумываюсь об этом и пытаюсь ответить себе на этот вопрос. Мне нравится ходить. В детстве была собака, а лето я обычно проводил на даче. С собакой по многу часов бродили по лесу. Города люди построили недавно, а наши предки жили рядом с природой. Отсюда эта связь: желание взаимодействовать с природой живет в нас, глубоко внутри.
После первого курса педуниверситета в Усть-Илимске у нас был трудовой лагерь. Нам организовали выезд на скальник «Пять братьев». Это скалы-останцы посреди тайги. Было первое техническое занятие — спуск со скалы с помощью веревки. Скала стоит на возвышении, и тайга значительно ниже. Там метров двадцать, но зрительный эффект такой, как будто спускаешься с девятиэтажного дома.
Со спуском пришло ощущение победы: я смог. Вообще альпинизм и горный туризм — это спорт лидеров, спорт борьбы с собой. Если ты с самим собой договоришься, ты сможешь пройти любой маршрут и покорить любую вершину.
Как события развивались дальше?
- Мы вернулись из этого похода, и спустя какое-то время создали туристический клуб «Хорс» - назвали его именем древнеславянского бога, покровителя путешественников. Его символ - солнечный диск. Было почти 60 человек, потом осталось около 30. Через два года на инструкторов сдали 16 человек. Сначала отрабатывали простейшие навыки, было много практических занятий, теории. До глубокой осени, пока можно было ночевать в летних палатках, мы ходили в походы.
Усть-Илимск – уникальный город, вокруг много природных достопримечательностей, туристических мест. Мы их называли полигонами, отрабатывали элементы технической подготовки.
В турпоходах самое сложное время — это межсезонье. Днем температура до +10, ночью -15. Это разброс по экипировке, это дополнительные вещи с собой. Учились с помощью карты, компаса ориентироваться на местности, ночевать в лесу без палаток. Идея такая — в случае потери снаряжения, ты должен организовать быт, переночевать без палатки и выжить. Снег при этом лежал метра полтора.
Первый поход помните?
- Спортивный поход – это не прогулка, нужно обладать навыками и опытом. Тургруппа подает в маршрутную квалификационную комиссию документы, заявляется в МЧС и выходит на маршрут. Сообщает когда вернулась, делает отчет о походе с описанием технических элементов, с фотографиями.
У каждого в походе есть своя задача. Кто-то фотографирует, кто-то хронометрист - записывает время выхода группы для отчета. В своем первом походе на Байкальский хребет к истокам Лены я был хронометристом и маркировщиком: комиссия поручила промаркировать перевалы, прибить информационные таблички.
Первый перевал оказался довольно легким. Поднялись по каменным ступеням. Это был фантастический момент, очень красивые виды. Прямо на перевале мы устроили обед, девчонки приготовили картофельное пюре из пакета, и оно казалось чертовски вкусным. Внизу долина, реки, видны пики гор. Мы молчали и заворожено смотрели на эту красоту. В тот момент я понял что, закончу маршрут, и мне все это нравится. На одном из перевалов, в самом истоке Лены, мы стали первопроходцами: комиссия поручила разведать его. Поднялись, описали маршрут. И назвали его «Надежда».
Почему «Надежда»?
- До начала подъема мы несколько дней мы жили в тумане, беспрерывно моросил дождь. Идти дальше было опасно. Долго ждали смены погоды, очень надеялись на это. Поэтому тот перевал носит имя «Надежда».
Знаю, что вы преподавали туризм детям. Расскажите об этом.
- Был такой опыт. После первого похода нам предложили готовиться на инструкторов детско-юношеского туризма. Наличие педагогического диплома и инструкторских «корочек» дает право преподавать туризм в школе. Весь следующий год был посвящен навыкам руководства похода, планирования маршрута. Туризм и альпинизм – это как силовые шахматы. Ты должен знать рельеф местности, маршрут, прогнозировать ситуации. Быть психологом, чтобы понимать, что происходит в группе. Оперативно реагировать на изменения погоды, оказывать первую помощь и делать все это в одиночку. В детской группе, когда ведешь школьников, ты и мама, и папа, и скорая помощь, и полиция, и МЧС.
Мы прошли обучение, сдали экзамены, получили удостоверения инструкторов. Я пришел работать в центр дополнительного образования, открыл секцию туризма на двухлетнюю программу и с сентября начал вести группу. Мои подопечные учились в седьмом классе.
Поначалу у нас с ребятами не было никакого снаряжения. Мы ездили на субботник на промплощадку предприятия, собирали металлолом, чтобы заработать деньги на покупку первой палатки. Нам заплатили 1000 рублей, мне на работе выписали премию 500 рублей, и еще 500 рублей дала директор нашего центра. На эти деньги купили первую палатку, с которой ходили в поход. Постепенно приобретали веревки, котлы, прочее снаряжение.
Были несчастные случаи в вашей практике?
- Всякое бывало. Как-то на полигоне девушка сломала ногу. Это было на леднике около ГЭС: ручеек зимой замерзает и становится ледопадом. На нем мы отрабатывали ледовую подготовку, учились работать с ледорубами, передвигаться в кошках. На полигоне в тот момент был я с группой школьников и девушка-студентка. Она выполняла элементы и сломала голень, повисла на страховочном тросе на скале. Скорая не смогла проехать близко к месту. Я залез на скалу, организовал систему спуска. В воздухе мы наложили шину из палок и строп на сломанную ногу. Спустили и с детьми на носилках донесли ее до скорой. Врачи скорой помощи похвалили нас за грамотно оказанную первую помощь и наложение шины.
Какие-то маленькие происшествия случаются постоянно. Все альпинисты, туристы готовы прийти на помощь друг другу в любой момент. Инструкторы закладывают в нас ценность взаимопомощи. Горы не терпят небрежности, не прощают беспечности. Ты должен быть всегда собран и готов ко всему.
Дикие животные в горах встречаются?
- В Усть-Илимске встречались змеи. На Мунку-Сардык видели медведя, горных козлов. Суслики, тарбаганы воровали у нас печенье, а вороны однажды утащили мясо – проклевали палатку, и прямо в куске полиэтилена унесли. В Кодарских горах к нам пришло стадо оленей, не меньше ста голов. Пришли ночью, съели муку и сахар. Их погонщик появился только через день, все это время олени были нашими соседями.
Расскажите о восхождении на Эльбрус.
- Это было моей мечтой. В 2009 году подал заявку на участие в экспедиции на Эльбрус, который проводило Агентство по молодежной политике. Нужно было написать эссе и рассказать, почему хочешь на Эльбрус. Я напечатал флаг Года молодежи, его мы подняли на Мунку-Сардык, самую высокую вершину Восточной Сибири. В эссе я рассказал об этом и написал, что теперь хочу поднять флаг Года молодежи на самой высокой вершине России.
Я прошел отбор и попал в экспедицию, нас было 32 человека со всей страны. Приехали на Кавказ, в Терскол, сначала было несколько акклиматизационных выходов. На Эльбрус мы поднимались в День молодежи. Высота – 5500 метров, выходить нужно в полночь, чтобы подняться к рассвету, а потом спуститься к вечеру. Было сложно, но это того стоило. Поднялись на вершину, и дальше – как у Высоцкого: «Весь мир на ладони — ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, другим — у которых вершина еще впереди». Мы поставили на вершине флаг Года молодежи, в итоговый ролик вошли кадры моего флага.
Через десять лет я поднимался на Эльбрус еще раз. Попали в сезон непогоды, выходили на штурм в дождь, через сто метров он сменился снегом. Был сильный ветер. Из двадцати групп поднялись две, в том числе и наша.
Часто ходите в горы сейчас?
- Сейчас не так часто получается выбираться в горы, но хотя бы пару раз в год в горы старюсь сходить обязательно. Например, у нас с друзьями сложилась традиция: каждый год на Рождество мы ходим на пик Черского. Походы стали короче, уже нельзя позволить себе двадцать дней ходить по горам. Поэтому сейчас чаще альпинизм: приехал, поднялся, спустился за выходные. Горный туризм – это длинные маршруты через перевалы. Прокладываешь маршрут, рюкзак на плечи и вперед. Альпинизм – это вершины. С одной стороны, альпинисты на горных туристов смотрят снисходительно, с другой — уважают за выносливость. Объединяет их главное – любовь к горам.
У нас уникальная местность, здесь рай для любого вида туризма. Есть и длинные маршруты, и красивые перевалы и вершины. Саяны, Хамар-Дабан, Байкальский хребет, Кодар в Забайкальском крае. В Кодарских горах есть пустыня с барханами, а сама горная система как из фантазийных фильмов: агрессивные скалы, острые пики. Саяны интересные, недавно открыл для себя пик Улябор, сумасшедший вид на Тункинскую долину. Стоишь на вершине, долина затянута облаками, как будто летишь на самолете. Завораживает. Сибирская природа дала нам все.
Как увлечение горным туризмом и альпинизмом помогает в работе, в карьере?
- В свое время я читал книгу о скаутинге. Там прослеживается мысль, что 75% скаут-лидеров, а по-русски инструкторов альпинизма и туризма, становятся топ-менеджерами в крупных корпорациях. У них есть навыки управления, психологии. Есть характер. Когда ты идешь в горы, ты автономен, учишься принимать решения и нести за них ответственность. Ты несешь ответственность за всю свою группу. Действия должны быть четкими, продуманными, от твоих решений зависит жизнь и здоровье всех участников похода, ты не имеешь права на ошибку. Руководство походом прокачивает управленческие навыки колоссально. Поход – это сконцентрированная жизнь. Ты не можешь избегать каких-то ситуаций. Это жизненный тренинг, на который ты идешь осознанно.
И если в обычной жизни можно уклоняться от принятия решений, то в походе это здесь и сейчас. Мы идем этой тропой, вешаем переправу, встаем на ночевку здесь или не здесь. Выбор бивака – это шесть уроков, когда учишь этому детей. И десятки ситуаций в походе. Неправильно поставил лагерь – затопило, упала лесина, сошел камнепад. Даже выбор палатки – это анализ ситуации и принятие решения. И так по каждому пункту. Разжигание костра, выбор маршрута, прохождение технического препятствия, организация колонны. Это все каждый день может меняться. Альпинизм учит принятию решений и ответственности.
В горах перерождаешься, меняешься. Альпинизм и горный туризм — это про характер и про сильных людей. Бывают ситуации, когда организм кричит: «Нет!», а ты говоришь: «Да!». И продолжаешь идти. Это испытание, это сложнее, чем шахматы и многоборье. Многие себя реализуют в карьере, в том числе в политике. Эти люди четко понимают, что нужно, ставят цель и идут к ней.
Автор: Екатерина Емелина
Адрес сайта: www.irk.ru